А́встрия (нем. Österreich, полная официальная форма - Австри́йская Респу́блика (Republik Österreich) - государство в Центральной Европе. Население 8,46 миллионов человек. Столица - Вена. Государственный язык - немецкий. Федеративное государство, парламентская республика. Подразделяется на 9 федеральных земель.

Крупнейшие города

  • Зальцбург
  • Инсбрук

Православие в Австрии

Православие в Австрии - христианская деноминация на территории Австрии. На 2011 год число православных в Австрии насчитывало около 352 тыс. человек, что составляет около 4,2 % населения страны. В 1967 году австрийский парламент принял «Федеральный закон о православных», определивший официальный статус православных приходов разных юрисдикций.

Русская Православная Церковь

Русская Православная Церковь представлена на территории страны Венской и Австрийской епархией. В XIX веке в Вене был возведён величественный Никольский собор , являющийся ныне памятником архитектуры.

Константинопольский Патриархат

Первые греческие купцы появились на территории Австрии ещё в XVII веке. Первые богослужения проводились приезжими священнослужителями.

С 1776 года особым указом императора грекам было разрешего свободно исправлять богослужения по православным канонам, хотя данное положением и не уравнивало их в правах с римо-католиками.

С 1991 года епархия управляется митрополитом Михаилом (Стаикосом).

В 1994 году Австрийская митрополия Константинопольского патриархата получила официальную государственную регистрацию.

Кафедральным храмом епархии является Свято-Троицкий собор в Вене. Вторым значительным приходом в австрийской столице является Свято-Георгиевский собор. Кроме этого на территории Австрии действуют ещё пять греческих приходов.

Сербский Патриархат

Сербская Православная Церковь имеет на территории Австрии несколько сербских приходов. В Вене построен собор св. Саввы..

Болгарская Православная Церковь

В 1967 году в Вене появился первый болгарский храм, посвященный святому Иоанну Рыльскому.

Святыни

  • Блюдо Тайной Вечери (Вена, Сокровищница Габсбургов)
  • Копье Лонгина Сотника (Вена, Сокровищница Габсбургов)
  • Икона Божией Матери «Избавительница» (Вена, Никольский собор)
  • Мощи св. Готхальма (XI в.) (монастырь Мельк, ок. 20 км. к западу от Санкт-Пельтена)
  • Мощи св. Флориана (IV в.) (монастырь Санкт-Флориан, 19 км. к юго-востоку от Линца)
  • Мощи св. Руперта (VII в.) (Зальцбург, кафедральный собор свв. Руперта и Виргилия)
  • Мощи св. Виргилия (VIII в.) (Зальцбург, кафедральный собор свв. Руперта и Виргилия)
  • Мощи св. Арно (IX в.) (Зальцбург, кафедральный собор свв. Руперта и Виргилия)
  • Мощи св. Виталия (VIII в.) (Зальцбург, храм св. Петра)
  • Мощи св. Эрентруды (VII в.) (Зальцбург, монастырь св. Эрентруды)
  • Мощи св. Герольда (X в.) (монастырь Санкт-Герольд, близ Блуденца)
  • Мощи св. Гебхарда (X в.) (Брегенц, замковая часовня св. Гебхарда)

[Австрийская Республика, нем. Republik Österreich], гос-во в Центр. Европе. Территория: 83,9 тыс. кв. км. Столица: Вена (1,6 млн. чел.). Крупнейшие города: Грац (238 тыс.), Линц (205 тыс.). Гос. язык: немецкий. География. Граничит на севере с Германией и Чехией, на востоке со Словакией и Венгрией, на юге с Италией и Словенией, на западе со Швейцарией и Лихтенштейном. Большая часть страны расположена в Австрийских Альпах, где высокие горные массивы (Гросглокнер - 3796 м) соседствуют с глубокими речными долинами (Инн, Зальцах, Энс, Мур). Климат в основном умеренно-континентальный. Население: 8 139 299 (1999).99,4% - австрийцы, народ герм. происхождения. Также проживают хорваты (0,3%), словенцы (0,2%), венгры, чехи, словаки, евреи. Гос. устройство. А.- парламентская федеративная демократическая республика. Состоит из 9 федеральных земель - Н. Австрия, В. Австрия, Бургенланд, Штирия, Каринтия, Тироль, Форарльберг, Зальцбург, Вена - каждая из к-рых имеет свой собственный парламент. Формальным главой гос-ва является федеральный президент. Высший законодательный орган - Федеральное собрание. Федеральный канцлер является главой правительства. Основной закон - Конституция 1920 г., пересмотренная в 1929 г.

Религия

Католич. Церковь объединяет 85% верующих, протестантов (в основном лютеран) - 6%, др. христ. Церкви - 3% (1998).

Русская Православная Церковь

(Московский Патриархат) представлена Венской и Австрийской епархией с кафедрой в Вене, в к-рую входят 2 прихода. С 20 по 23 июня 1997 г. Святейший Патриарх Алексий II находился в А. с целью пастырского посещения Венской епархии и открытия форума европ. христиан. Он обратился с пастырским словом к прихожанам собора во имя свт. Николая Мирликийского в День всех святых. Святейший Патриарх Алексий II выступил с приветственным словом на открытии II Европейской экуменической ассамблеи «Примирение - дар Божий и источник новой жизни» 23 июня 1997 г. 29-30 янв. 1999 г. состоялась международная научная конференция по поводу 100-летия освящения венского собора во имя свт. Николая Мирликийского. В апр. 2000 г. решением Свящ. Синода РПЦ в связи с преобразованием Венгерского благочиния в Венгерскую епархию с кафедрой в Будапеште управление новой епархией было поручено епископу Венскому и Австрийскому Павлу (Пономарёву) с титулом епископа Венского и Будапештского (на каф. с 29 дек. 1999 г., с 23 фев. 2001 - архиеп.). С 7 мая 2003 г. епархией управляет еп. Венский и Австрийский Иларион (Алфеев).

В стране действуют 5 приходов Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Свои приходы имеют К-польский Патриархат (см. Австрийская митрополия)К-польского Патриархата, Сербская , Румынская и Болгарская правосл. Церкви .

Римско-католическая Церковь

А. возглавляется Епископской конференцией, основанной в 1979 г. Состоит из двух архиеп-ств: Зальцбургского и Венского, семи еп-ств и территориального аббатства Веттинген-Майрерау, подчиняющегося непосредственно Римской курии. В ведении архиепископа Венского - ок. 4 тыс. греко-католиков.

После поражения в А. Реформации в XVII в. католич. доктрина с ее ценностями и нормами стала доминировать в культуре страны, и различные общественные движения (либерализм, национализм, социализм) имели лишь ограниченное влияние на элиту об-ва. Имп. Иосифом II (1780-1790) католич. Церковь была объявлена национальной. В XIX в. индустриальный подъем и возрастающая независимость от Церкви экономических, социальных и политических ин-тов вызвали процесс секуляризации в А. Требования отделения Церкви от гос-ва выдвинули австр. социал-демократы. Однако Церковь удержала свое влияние на политику и об-во благодаря христ. демократическому движению и правлению католич. дома Габсбургов . После падения Габсбургской монархии Церковь стала терять влияние в об-ве из-за провала эксперимента с католич. корпоративным гос-вом в 1934-1938 гг. В период между 2 мировыми войнами возникло литургическое движение Pius Parsch, к-рое инициировало новый перевод Библии на нем. язык. Во время второй мировой войны и в послевоенное время на католич. богословие в А. оказали влияние произведения К. Ранера и А. Юнгмана. В 1952 г., на первом после войны национальном собрании католиков (Katholikentag), католич. Церковь лишилась статуса национальной, отказавшись от вмешательства в партийную политику. Католич. Церковь А. деятельно восприняла установку Ватиканского II Собора на aggiornamento (обновление).

Старокатолическая Церковь

получила офиц. признание в А. в 1877 г. Еще одна близкая католицизму, но не являющаяся католич. религ. орг-ция - Новая Апостольская Церковь с центром в Дортмунде (Германия) - приобрела немало сторонников в А.

В стране существуют приходы Армянской и Коптской Церквей.

Австрийская англикан Церковь

входит в состав Гибралтарского европ. еп-ства англикан. Церкви.

Среди протестант церквей и деноминаций выделяются: Протестант. церковь аугсбургского исповедания (лютеран.), Протестант. церковь швейцарского исповедания (реформатская), Федерация общих баптистов, Объединенная методистская церковь. Наибольшее распространение протестантизм получил в альпийских регионах Австрии, к-рые менее всего подверглись давлению Контрреформации , и в Бургенланде, к-рый был частью Венгрии до 1918 г. Новые протестант. общины возникали в среде беженцев после второй мировой войны. Из протестант. общин официально признаны только две: Моравские братья , получившие легальный статус в 1880 г., но уже не имеющие прихожан в А., и методисты, к-рые вели активную деятельность с 1870 г. и были официально признаны в 1951 г., они непосредственно связаны с Объединенной методистской церковью в США. Множество мелких протестант. групп продолжают существовать без офиц. признания - адвентисты, баптисты , бретрены, братские меннониты , пятидесятники , среди таких групп официально признаны мормоны .

В А. имеются последователи иудаизма (ок. 10 тыс. чел.), 1% мусульман (1992), а также представители буддизма и нехрист. сект: Свидетели Иеговы - 0,44% населения, 299 общин (1998); сайентисты - 5 общин.

основанный в 1958 г., объединяет 14 членов и 11 наблюдателей. В Совет входят лютеран., реформатская, старокатолич., методистская, англикан. и правосл. Церкви. Неск. др. вероисповеданий и церковных орг-ций имеют статус наблюдателей.

Христианство в Австрии

Древнейшее известное население, проживавшее на территории А.- кельты,- было подчинено римлянами в правление имп. Августа , когда в состав Римской империи вошли земли Центр. Европы, лежащие к югу от Дуная. На территории совр. А. были образованы 3 рим. провинции: центральная часть составила пров. Норик с городами Ював (Зальцбург), Овилава (Вельц), Бойодур (Пассау) и Лауриак (Лорх, к востоку от Линца), зап. земли вошли в состав Реции с городами Бриганций (Брегенц) и Вельдиден (Вильтен), вост.- в состав Паннонии с Виндобоной (Вена). Одновременно с романизацией на этой территории разворачивалась деятельность первых христ. миссионеров. Ссылаясь на послание папы Симмаха (498-514), принесение христианства в Лауриак приписывают святым апостолам. Надписи, обнаруженные в XVI в. в г. Эмсе, говорят о личном пребывании св. ап. Марка и св. ап. Луки в Придунавье, хотя этот факт не имеет др. доказательств. Находки показали, что в эпоху раннего христианства в Придунайском регионе существовал местный чин литургии.

При имп. Марке Аврелии (161-180) среди рим. войска в Паннонии был легион из Мелитины (Каппадокия, совр. Малатья, Турция), состоявший из солдат-христиан. Христиане возносили молитву Богу. Поднялась страшная буря, и враги были повержены без сражения. Марк Аврелий в сенате выдвинул обвинение против христиан, потому что язычники приписывали чудо победы Юпитеру (Иустин. I Апология). В период Диоклетианова гонения солдат Флориан был брошен в р. Энс возле Лауриака. На этом месте была построена ц. св. Флориана (позднее стала принадлежать общине августинцев-каноников), где покоятся мощи святого. Деятельность св. Северина (Ɨ 482) на территории А. приходится на период, когда в позднеантичном об-ве уже доминировало христианство, но его дальнейшему укреплению мешали все более разрушительные варварские нашествия. Житие св. Северина, написанное его учеником Евгиппием (511), является единственным письменным документом по истории придунайских областей в последние годы рим. правления.

Эпоха великого переселения народов в Ср. Придунавье привела к упадку цивилизации и жизни христ. Церкви. Со 2-й пол. III в. приграничные провинции Реция, Норик и Паннония подвергались постоянным набегам герм. племен. В кон. IV в. Паннония, формально еще считавшаяся рим. провинцией, фактически была поставлена под контроль могущественного вождя готов Алариха. В сер. V в. на короткое время Ср. Придунавье было захвачено вождем гуннов Аттилой и вошло в состав его державы. В 488 г. еще остававшиеся в городах рим. гарнизоны были выведены в Италию герм. правителем Одоакром. После падения Зап. Римской империи территория А. входила в Остготское королевство, в сер. VI в. находилась под властью лангобардов, а в конце века была завоевана аварами . В результате нашествий варварских племен, волнами проходивших через территорию А., были разрушены почти все рим. города, сократилось их рим. население, уже в значительной степени христианизированное. Одновременно происходит расселение племен баваров на зап. австр. землях. В нач. VIII в. благодаря деятельности св. Руперта , еп. Вормсского, сюда вновь проникает христианство. Св. Руперт, почитаемый апостолом Австрии, крестил баварского герц. Теодо в Ратисбоне (Регенсбург), поселился в Зальцбурге и основал здесь мон-рь св. Петра (700) - старейший бенедиктинский мон-рь А., существующий и в наст. время. Бенедиктинскую обитель для женщин он учредил для своей родственницы, существовала обитель довольно продолжительное время. В 739 г. создано Зальцбургское еп-ство. Баварский герц. Тассилон основал бенедиктинские мон-ри на оз. Мондзе (748) и в Кремсмюнстере (777). Бавария и зап. территория А. (совр. Н. Австрия) были завоеваны франк. кор. Карлом Великим в 778 г. и стали частью его империи. В 795 г. после разгрома аваров вост. р-ны А. (совр. В. Австрия, Бургенланд, Штирия, Каринтия) стали частью созданной Карлом Восточной марки. Карл даровал еп-ству Зальцбурга более высокий статус архиеп-ства (798) и установил его независимость от Аквилейского архиеп-ства. После распада империи Карла территория А. вновь перешла под власть баварских герцогов. В кон. IX-1-й пол. X в. развитие А. вновь замедлилось из-за вторжения мадьяр (венгров) в Придунайскую равнину. В этот период территория А. становится ареной постоянной войны кочевников и противостоявших им баварских герцогов и Римско-Германской империи . Время относительной стабильности для А. наступает только в XI в. После отражения нашествия венгров в 966 г. была воссоздана Восточная марка под названием Ostarrichi.

Возрождение церковной жизни начинается в кон. X в. при Пилгриме , еп. Пассау (Вост. Бавария). Маркграф А. Леопольд I (976-994) учредил в Мельке обитель регулярных каноников , в 1089 г. здесь размещаются монахи-бенедиктинцы из Ламбаха. Мон-рь ныне действующий (сохранился архитектурный комплекс XVIII в.); одна из святынь мон-ря - Распятие из Мелька, в 1363 г. пожертвованное герц. Рудольфом IV. В 1997 г. мон-рь посетил во время своей поездки Святейший Патриарх Алексий II. В маркграфство сына Леопольда Адальберта I Победителя (1018-1055) трое молодых людей были посланы в Париж для обучения - все они стали епископами и основателями мон-рей: Гебхард, архиеп. Зальцбургский, основал мон-рь Эдмонт и еп-ство Гурк (1072; совр. Гурк-Клагенфурт); еп. Вюрцбургский Адальберт - мон-рь Ламбах (В. Австрия); св. Альтманн , еп. Пассау,- мон-рь Гёттвайг для 12 регулярных каноников. Через А. проходили пути крестоносцев, к-рых возглавлял маркграф св. Леопольд III . Им были построены церковь в Каленберге и мон-ри Клостернойбург (1114) и Хайлигенкройц (1133). Сын Леопольда III Оттон , цистерцианец, стал епископом Фрайзинга (Бавария).

В 1156 г. маркграфство А. было преобразовано в герцогство, к-рое приобрело независимость от Баварии и вошло в состав Римско-Германской империи. С кон. XII в. столицей А. становится Вена. В сер. XIII в. А. на короткое время перешла во владение чеш. короны, но в 1278 г. была подчинена герм. кор. Рудольфом I Габсбургом. С этого времени А.- наследственное владение Габсбургов и ядро их постепенно расширявшейся державы.

Правящая династия стала главным покровителем католич. Церкви А. Церковь сохраняла формальную независимость от светской власти А., подчиняясь Риму, но герцоги пользовались большим авторитетом в управлении делами Церкви. При Рудольфе IV началась перестройка в готическом стиле ц. св. Стефана в Вене (1359), им же в 1365 г. был основан Венский ун-т, где при антипапе Феликсе V открылся богословский фак-т. В сер. XV в. Габсбурги закрепляют за собой титул императоров Священной Римской империи; А. и Вена претендуют на роль политической и культурной доминанты в Центр. Европе. При имп. Фридрихе III были созданы еп-ства Лайбаха (совр. Любляна; 1462), Вены (1469), Винер-Нойштадта (после 1469). В это время основывается большое количество мон-рей: картузианские в Майербахе, Гемми, Агсбахе; францисканские в Вене, Клостернойбурге, Санкт-Пёльтене, Энцерсдорфе, Пуккинге; доминиканские в Граце и Реце.

В XVI-XVII вв. Реформация, сопровождавшаяся крестьянскими восстаниями (наиболее крупное в В. Австрии в 1626), и рост тур. угрозы на вост. границах стали серьезным испытанием для австр. гос-ва. Тем не менее твердая прокатолич. политика Габсбургов позволила им укрепить свое положение. С 1526 г. к герц. Фердинанду I (1526-1562, имп. 1556-1564) переходят короны Чехии и Венгрии. Постоянная угроза со стороны Османской империи (в 1529 турки осадили Вену, в 1532 - крепость Гюнс (венг. Кёсег) близ штирийской границы, но были отбиты) способствовала централизации гос-ва. Династия Габсбургов в XVI в. стала щитом для проникновения ислама в регион, защитницей христианства - это проявилось прежде всего в поддержке католич. традиции против различных инноваций.

Реформация в А. достигла крупных успехов: в сер. XVI в. более половины населения страны были протестантами, в нек-рых областях они составляли до 80%. Папа Пий IV , уступая реформационным требованиям, допустил к чаше Причастия мирян в архиеп-стве Грац, однако папа Пий V запретил это. Имп. Фердинанд I поддерживал католицизм инспекцией мон-рей и приходов, влиянием на решения Тридентского Собора (1545-1563). В австр. провинциях иезуиты были значительным фактором в защите католич. веры. При покровительстве Фердинанда св. Игнатий Лойола основал коллегию иезуитов в Вене. Первый нем. член ордена св. Петр Канизий возглавил 2 кафедры на теологическом фак-те и организовал гимназий с семинарией при нем. Сын Фердинанда имп. Максимилиан II (1564-1576), имевший воспитателем протестанта, впосл. разрешил князьям в своих замках и городах следовать принципу Аугсбургского религ. мира - «чья власть, того и вера». В 1570 г. в провинции Тироль правитель Якоб Пагрсбах разрешил желающим исповедовать протестантизм. Тем не менее реформационное движение в А. носило компромиссный характер. Протестанты не порывали окончательно с католич. Церковью, хотя и проводили секуляризацию церковного имущества, признавали право духовенства на вступление в брак, церковное богослужение на родном языке. Еп. Вены Мельхиор Клесль возглавил движение контрреформации в А., к-рое было полностью поддержано Габсбургами, и прежде всего имп. Рудольфом II (1576-1612). К сер. XVII в. А. вновь становится в основном католич. страной.

После поражения турок под Веной в 1683 г. и присоединения территории Венгрии и Трансильвании для А. началось т. н. великое столетие, эпоха наивысшего расцвета империи Габсбургов, тесно связанная с распространением идеологии «просвещенного абсолютизма» в А. С этого времени и до распада империи в 1918 г. под скипетром одной правящей династии оказывается конгломерат разнородных земель и этносов юж. части Центр. Европы, в к-ром германоязычные австрийцы составляли уже меньшинство. В политике австр. государей XVIII в. проявилась тенденция к освобождению от влияния Церкви. Несмотря на религиозность императрицы Марии Терезии (1740-1780), влияние иезуитов в стране постепенно снижалось, чему способствовало и негативное воздействие инквизиции на общественную жизнь. Орден был отстранен от управления учебными заведениями, а в 1772 г. на территории империи распущен. В XVIII в. активно развивалась система светского гос. образования, средних городских и сельских школ. Имп. Иосиф II стремился усилить свою власть, добиваясь независимости Австрийской Церкви от Рима и утверждая влияние светской власти на Церковь. Им была проведена секуляризация церковных земель, общины монашеских орденов были переподчинены местным епископам, многие мон-ри были закрыты. В рамках адм. реформы в империи Иосиф устанавливал новые границы еп-ств, контролировал отношения австр. епископов с Римом. В 1781 г. он выпустил Акт о веротерпимости, который уравнял в правах католиков и представителей др. вероисповеданий. В целом, однако, реформаторская и антирим. политика Иосифа II не была успешной.

Несмотря на ряд поражений от Наполеона на рубеже XVIII-XIX вв., империя Габсбургов сохранила политическое единство, потеряв, однако, для своих правителей титул римско-герм. императоров. В XIX в. в А. активно развивается движение за либерализацию общественной жизни, господствующее положение католич. Церкви вызывает протесты как на слав. окраинах империи, так и в среде образованной элиты. Свобода вероисповеданий становится одной из целей революции 1848 г. В 1855 г. был заключен Конкордат с Римской курией, по к-рому система образования в А. вновь переходила в ведение католич. Церкви. Конституция 1861 г. провозгласила религ. свободу: на территории империи были признаны аугсбургское и швейцар. исповедания, позднее объединившиеся в Евангелическо-реформатскую Церковь.

В нояб. 1918 г. была создана Австрийская Республика, к-рая получила международно-правовое признание на основе Сен-Жерменского мирного договора 1919 г. 13 мар. 1938 г. произошло присоединение (аншлюс) А. к гитлеровской Германии. После поражения Германии во второй мировой войне стране была возвращена независимость и подтвержден статус принятого ею нейтралитета.

Законодательство Австрии и Церковь

Конституция А. не содержит никаких норм относительно вероисповеданий. Однако Основной закон от 21 дек. 1867 г. «Об общих правах граждан», считающийся конституционным согласно ст. 49 Конституции, гарантирует свободу совести и веры (ст. 14), внутреннюю автономность Церквей (ст. 15) и свободу религ. отправлений (ст. 17). Гос. договор 1955 г. также гарантирует свободу богослужения и отсутствие дискриминации по признаку вероисповедания (ст. 6). Офиц. статус религ. общин регулируется законом от 20 мая 1874 г., к-рый до сих пор имеет силу. Согласно этому закону, только официально признанные религ. общины могут получить статус юридического лица и их орг-ции и учреждения обладают специальным иммунитетом.

Отношения между Австрийской Республикой и католич. Церковью определены в соглашении с папским престолом, подписанном 5 июня 1933 г. Соглашение дает Церкви право устанавливать и контролировать религ. отправления в католич. школах начального и среднего образования. Католич. Церковь, ее ордена и конгрегации имеют право открывать свои школы, пользующиеся правами гос. до тех пор, пока они отвечают общим офиц. требованиям. Церковь имеет полную свободу ведения своих частных дел и владения собственностью, а также проведения общественных праздничных богослужений. Это соглашение требует от Республики признания гражданской юридической правомерности церковных браков. Последний пункт был отменен законом от 6 июля 1938 г. об унификации процессов бракосочетания и развода в А. и на др. территориях Третьего рейха - гражданский брак стал обязательным. Соглашение было дополнено рядом договоров, заключенных позднее с папским престолом (от 23 июня 1960 о церковной собственности; от 9 июля 1962 по вопросу образования - субсидирование католич. школ; от 7 июля 1964 и 7 окт. 1968 о создании соответственно Инсбрукского и Фельдкирхенского еп-ств).

Отношения между гос-вом и евангелической и реформатской церквами регулируются федеральным законом от 6 июня 1961 г. По этому закону церкви объявляются самостоятельными духовными объединениями, полностью автономными. Их приходы являются официально признанными корпорациями, что также обеспечивает им поддержку властей. Размеры гос. взносов в старокатолич. Церковь и евр. религ. общины были установлены в окт. 1960 г.

Право взимать церковные налоги было утверждено в ст. 15 Основного закона 1867 г., но активно не использовалось до 1 мая 1939 г., когда был обнародован нем. закон о взимании церковных налогов на землях А. Отдел культуры Федерального мин-ва образования и искусства (Kultursektion des Bundesministeriums für Unterricht und Kunst) ответствен за все вопросы, связанные с Церквами и религ. общинами.

Об-во по правам Вост. Церквей, основанное в Вене в 1969 г., является международным межконфессиональным учреждением, в к-ром сотрудничают по вопросам вост. канонического права и гражданских законов о Церкви православные, представители древних Вост. Церквей, греко-католики, а также зап. специалисты. Об-во организовало конгрессы в Вене в 1971 г. и в Гонии (Крит) в 1973 г.

Лит.:World Christian Encyclopedia: A Comparative Study of Churches and Religions in the Modern World, AD 1900-2000 / Ed. by D. B. Barrett. Nairobi; Oxf.; N. Y., 1982. P. 157-161; Greuner R . Österreich: Die Wirtschaft. B., 1984; Portisch H . Österreich II: Der lange Weg zur Freiheit / Vorw. v. G. Bacher. W., 1986.

Э. Н. С.

Археология, архитектура, изобразительное искусство

Наиболее ранние известные христ. постройки находятся в городах Лорх и Маутерн (Н. Австрия) и относятся к V в. Они имеют форму простых прямоугольных залов с апсидой . В Австрийских Альпах раннехрист. сооружения сложнее и разнообразнее, среди них - украшенная мозаикой крестообразная в плане кладбищенская церковь в Теурнии (Каринтия), соборы в Агуонте (Вост. Тироль) и Себене (Юж. Тироль). Типичный для V в. комплекс церковных сооружений из 4 зданий был возведен на Хеммаберге (Каринтия).

Следующая группа археологических памятников связана с эпохой Каролингов. В 744 г. в Зальцбурге еп. Виргилий построил большой трехнефный собор, без трансепта, с атрием и баптистерием у зап. фасада. Раскопки построенного на оз. Мондзе (748) баварским герц. Тассилоном мон-ря показали, что для его сооружения были вторично использованы остатки комплекса древнерим. зданий. Образец классической каролингской архитектуры - круглый в плане собор в Линце (799). Здесь же на замковом холме была раскопана церковь с центричным планом, квадратная внутри, с круглым амбулаторием и 3 апсидами. Ее идентифицируют с храмом св. Мартина, впервые упомянутым в 799 г. и основанным, видимо, в период похода Карла Великого против авар. В Н. Австрии, наиболее сильно пострадавшей от вторжений венгров, строительство развивалось медленнее, напр., крестообразная в плане ц. св. Ульриха в Визельбурге была основана св. Вольфгангом лишь в 979 г. большинство приходских церквей вплоть до кон. XI в. были деревянными и изучены мало.

X-XIII вв.- период расцвета романского искусства, связанного с архитектурной и живописной школами в Зальцбурге, к-рый характеризуется массовым строительством каменных храмов. Особенности романского стиля ярко проявляются в архитектуре бенедиктинского мон-ря в Хирзау (Х в.). В этот период открываются монастырские скриптории. Сохранившиеся «Книга евангельских чтений Куртуса Бертольда» из собрания ц. св. Петра в Зальцбурге (кон. XI в.) и Нонбергское Евангелие (XI в. Мюнхен. Гос. б-ка. Cim. 15904) являются памятниками романской миниатюры.

В А. практически не сохранилось памятников монументальной живописи, созданных до кон. XI в. К визант.-оттонианскому стилю живописи относят неск. фрагментов росписи ц. св. Ульриха в Визельбурге (1-я пол. XI в.). Живопись (сцены ВЗ и НЗ), сохранившаяся в зап. хоре бенедиктинского аббатства в Ламбахе (ок. 1056-1089), сравнима по стилю с росписями и мозаиками сев. Италии.

В XII в. на церковном строительстве отразилось соперничество за господство на Дунае маркграфов и церковных правителей Зальцбурга и Пассау, к-рые активно строили новые храмы, открывали мон-ри. Храм (1136) аббатства Клостернойбург, основанного маркграфом св. Леопольдом III, был выстроен в квадровой кладке, с башней над средокрестьем, трансептами и хорами. В 1135 г. маркграф пригласил в А. цистерцианцев и основал аббатство Хайлигенкройц, где построил трехнефную базилику (1187). Не менее активны были архиепископы Зальцбурга. На месте собора еп. Виргилия возвели гигантское здание (122´ 48 м; погибло в кон. XVI в.; изучены остатки основания и декора), в Альпах - резиденцию епископов во Фризахе. Епископы Пассау перестроили в переходном романско-готическом стиле церкви аббатств св. Пёльтена (1150; 1228) и Кройцмюнстер (в 1232 достроена полигональная апсида). К XII в. относятся росписи монастырской церкви Ноккберга и цикл фресок в ц. св. Иоанна в Пурге. Переход от романской к новой, готической стилистике намечен в росписях городского собора Гурка (ок. 1140 - нач. XIII в.) в Каринтии.

Готический стиль в А. складывается во 2-й пол. XIII в. В правление герц. Леопольда VI (1198-1230) распространилось культурное влияние его резиденции Клостернойбурга, где были выстроены новый дворец и роскошно убранная в формах франц. готики капелла. Происходит переход к новой пространственной концепции, для к-рой характерно развитие открытых форм: зальные церкви с двумя-тремя нефами или удлиненным хором. В краткое правление герц. Оттокара II во 2-й пол. XIII в. активизировалась строительная деятельность нищенствующих орденов. Архитектурные идеи готики наиболее полно начали воплощаться с 1276 г. Реорганизуются пространства храмов (зальный хор аббатства Хайлигенкройц, 1295; хор с радиальными капеллами цистерцианского мон-ря в Цветле, с 1342; зальная церковь в Нойберге, с 1327; зальный хор венского собора св. Стефана, 1304-1340). Эпоха готики не отмечена выдающимися произведениями монументальной живописи, изменения в стилистике коснулись в основном станковой живописи («Коронация Марии», «Распятие». XIII в. Кремс-ан-дер-Донау, Городской исторический музей). В XIV в. усиливается влияние искусства Богемии и Италии. В Вене в ц. св. Флориана появилась одна из первых в стране иконописных мастерских, ее произведения причисляют к т. н. мягкому стилю интернациональной готики . Среди мастеров станковой живописи выделялся К. Лайб («Распятие». Вена, Бельведер). Ок. 1400 г. в А. получила распространение поздняя готика (самый известный архитектор - П. фон Пусика). Этот стиль является своеобразным возвращением к ранним формам готических сводов и арок с новым подходом к решениям интерьерного оформления. C нач. XVI в. отдельные архитекторы (А. Пилгрэм, главы ложи каменщиков собора св. Стефана) начинают работать в ярко выраженной индивидуальной манере. В живописи появились сюжеты на светские темы (Т. фон Виллах). В кон. XV в. возникла «дунайская школа» живописи (наиболее известный мастер - А. Альтдорфер).

Начало эпохи Возрождения в австр. искусстве отмечено проникновением из Италии на рубеже XV-XVI вв. идей А. Палладио. В архитектурном декоре появились классические мотивы (Новый город в Вене; «Швейцарские ворота»). В церковном строительстве соблюдался компромисс между готическими и ренессансными формами, напр., основной интерьер придворной церкви в Инсбруке (задумывалась как усыпальница имп. Максимилиана I) решен в готическом ключе, ренессансные формы проявляются в притворе и портале. На протяжении всего XVI в. и в нач. XVII в. в живописи доминировали приглашенные итал. мастера, работавшие при дворах знати (Дж. А. Личинио, К. Солари, Т. Гизи).

С началом контрреформационного движения в австр. землях связано широкое распространение барочного стиля в архитектуре. В период 1600-1750 гг. складывались особенности национального зодчества, что нашло свое отражение гл. обр. в архитектуре Вены и Зальцбурга (кафедральный собор Зальцбурга, окончен в 1628). Покровителем барокко в церковном строительстве становится орден иезуитов: появились иезуитские церкви в Вене, университетская церковь (1627-1631) в Граце и др. В живописи, как и в архитектуре, на протяжении XVII в. главные позиции сохраняли итал. мастера. Наибольшую известность приобрел худож. А. Бедуцци, работавший в Вене и в мон-рях вдоль Дуная и определивший основные черты австр. классического придворного стиля. В скульптуре преобладали патетичные образы в барочных церквах (напр., алтарь собора в Ирсдорфе, 1682-1684, М. Хуггебихлер). В кон. XVII в. на место итал. архитекторов приходят австр., создавшие национальный вариант «высокого барокко». В 1692 г. в Вене была учреждена королевская академия художеств. Наиболее значительный архитектор австр. барокко - И. Б. Фишер фон Эрлах (ц. Св. Троицы в Зальцбурге; строительство начато в 1696). Яркими образцами барокко в церковной архитектуре В. Австрии (т. н. баварское рококо) являются больничная церковь (1701-1741) аббатства в Вильхеринге и обсерватория (1748-1759) в Кремсмюнстере.

В XVIII в. складывается австр. школа живописи. Одним из ее основателей стал И. М. Ротт Майр, в произведениях к-рого еще ощутимо влияние Роццо и Рубенса (фрески ц. св. Карла Борромео, 1725). В творчестве австр. художников преобладают светские сюжеты. Высший расцвет барочной живописи связан с именем Ф. А. Маульберча (придворная капелла и покои Марии Терезии в Инсбруке). Крупные художники национальной школы этого времени: П. Трогер (мраморный зал мон-ря в Мельке), Д. Гран, И. К. Бранд, А. Файстенбергер, М. ван Майтенс, Й. Грасси, И. Б. Лампи-старший (работал также в России). Начиная с 70-х гг. XVIII в. в связи с новым делением приходов значительно активизируется церковное строительство. Наиболее распространенный тип церковных построек - это храмы с купольным или парусным сводом в духе позднего классицизма (греч. правосл. церковь в Вене, архит. П. Мольнер, 1782-1787).

XIX в. в истории австр. искусства отличает разностилье. Проводником идей классицизма в венской архитектуре стал датчанин Т. Э. Хансен (здание парламента в Вене, 1873-1883). Античные героические пейзажи прославили Й. А. Коха, работавшего в Риме в 1-й пол. XIX в. С др. стороны, духом романтизма было проникнуто творчество художников, входивших в объединение «назарейцев» и ориентировавшихся на ренессансные образцы итал. и нидерл. искусства. Во 2-й четв. XIX в. складывается стиль бидермейер , отразивший идеалы «частного человека» в семейном окружении (Ф. Г. Вальдмюллер, М. М. Даффингер, Й. Кройцингер - мастера акварели; Якоб Альт и его сыновья Франц и Рудольф). В церковной архитектуре XIX в. стали преобладать стилистические заимствования средневек. форм: визант. элементы в постройках Хансена (ц. Густава Адольфа в Вене, 1846-1849) или готические у Г. фон Ферстеля (Вотивкирхе в Вене, 1879) и Ф. фон Шмидта (участвовал в реставрации Кёльнского собора).

На рубеже XIX-XX вв. в архитектуре Вены сложился оригинальный вариант модерна (Г. Климт), с к-рым связаны попытки возрождения церковного синтеза искусств, не приведшие, однако, к значительным результатам. В нач. ХХ в. была особенно существенна роль школы О. Вагнера, определившего движение зодчества от модерна к неоклассике.

Лит.: Frey D . Die Denkmäle des Stiftes Heiligenkreuz. W., 1926. (Österreichische Kunsttopographie; 19); Reihl H . Barocke Baukunst in Österreich. Münch., 1930; Sedlmayr H . Österreichische Barockarchitektur, 1690-1740. W., 1930; Всеобщая история искусств. М., 1960-1966. Т. 2-6; Baldas L . Gotik in Österreich. W., 1961; Feuchtmuller R., Mrazek W . Biedermeier in Österreich. W., 1963; Uhl O . Architektur in Wien: Von Otto Wagner bis heute. W., 1966; idem . Frühchristliches Österreich // Severin zwischen Romerzeit und Volkerwanderung / Ed. K. Pomer, D. Straub. Enn, 1982. S. 295-336; Demus O . Romanische Wandmalerei. Münch., 1968; Wiens Architektur im 19. Jahrhundert / Ed. R. Wagner-Rieger. W., 1970; Feuchtmuller R . Kunst in Österreich. W., 1972-1973. Вde. 1-2; idem . Renaissance in Österreich. W., 1974; Vetters H . Die mittelalterlichen Dome in archäologischer Sicht // 1200 Jahre Dom zu Salzburg, 774-1974. Salzburg, 1974. S. 73-82; Vergo P . Art in Vienna, 1898-1918: Klimt, Kokoschka, Schiele and their Contemporaries. L., 1975; Mazal O . Buchkunst der Romanik. Graz, 1978; Rittenger B . Die karolingische Martinskirche von Linz // Kunstjahrbuch der Stadt Linz. 1986. S. 26-37; Кальмар М . Современная архитектура Австрии. М., 1986; Немецкая и австрийская живопись XV-XVIII вв.: Кат. Гос. Эрмитажа / Авт.-сост. Н. Н. Никулин. Л., 1987; Немецкая и австрийская живопись XIX-XX вв.: Кат. Гос. Эрмитажа / Авт.-сост. Б. И. Асварищ. Л., 1988; Wagner-Rieger R . Mittelalterliche Architektur in Österreich. W., 1988; Берсенева А. А . Европейский модерн: Венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991; Brucher L . Die Kunst des Barock in Österreich. Salzburg, 1994.

Л. А. Беляев, С. В. Соловьева

Церковная музыка

А. развивалась прежде всего в соборах и мон-рях. К древнейшим из них относится мон-рь св. Петра в Зальцбурге и мон-рь в Кремсмюнстере. Зальцбургский архиеп. св. Арно (Ɨ 821) имел тесные связи с аббатствами Санкт-Галлен и Мец , откуда в А. распространялся cantus romanus - церковное хоральное пение, кодифицированное в эпоху Каролингов. Сохранились австр. невменные рукописи, датируемые IX-X вв. По великим праздникам ставились литургические драмы , традиции к-рых в ряде мест дожили до XVII в.

В 1493 г. имп. Максимилиан I основал придворную капеллу (церковный хор) в Вене, к-рую возглавил Г. Слаткониа. Для австр. церковной музыки XV-XVI вв. характерно влияние художественных принципов полифонической нидерланд. школы : многоголосие a cappella , сложность технических приемов, использование популярных светских мелодий. При дворе Максимилиана I в Инсбруке и Вене работал нидерландец Х. Изак (ок. 1450-1517), автор месс , мотетов и светских песен. Мелодия одной из последних - «Инсбрук, я должен тебя покинуть» - с 1506 г. используется в лютеран. богослужении с различными подтекстовками («О мир, я должен тебя покинуть» и др.). Самое капитальное из его церковных сочинений, трехтомное собрание «Choralis Constantinus» - обработки песнопений проприя мессы из нем. г. Констанц,- было завершено учеником и преемником Изака в Венской капелле Л. Зенфлем (ок. 1486-1542 или 1543). Зенфль оставил 7 месс, «Magnificat» и мотеты, вошедшие в сб. «Liber selectarum cantionum» (Книга избранных песнопений, 1520). С Инсбруком, Зальцбургом и Веной связана деятельность композитора Г. Финка (1444? - 1527), служившего в капеллах Максимилиана I и Фердинанда I. Самым знаменитым австр. органистом этой эпохи был П. фон Хофхаймер (1459-1537), работавший в Инсбруке, Пассау, Аугсбурге и Зальцбурге и создавший свою школу. В дальнейшем австр. органная музыка стилистически была ближе к итал., нежели к нем. традиции. Ее успехи связаны с именами нем. ученика Дж. Фрескобальди - И. Я. Фробергера (1616-1667), служившего придворным органистом в Вене в 1637-1657 гг., а также отца и сына Муффатов: Георга (1653-1704) и Готлиба (1690-1770). Однако художественных высот, сравнимых с достижениями нем. композиторов (Д. Букстехуде, И. Пахельбеля, И. С. Баха), австр. органная музыка не достигла.

Императоры Фердинанд III (1608-1657), Леопольд I (1640-1705) и Иосиф I (1678-1711) сами сочиняли музыку, в т. ч. церковную. Леопольд I - автор 2 месс, 5 заупокойных служб и 12 ораторий . В церковной музыке А. этого времени господствовал эффектный, экспрессивный и театрализованный стиль барокко. Композиторы, писавшие оперы для придворных спектаклей, были также авторами популярных литургических сочинений, напр. итальянцы А. Драги (1635-1700, в Вене с 1658) и А. Кальдара (1670-1736, в Вене с 1716). Самый крупный австр. композитор эпохи барокко - И. Й. Фукс (1660-1741), ставший с 1698 г. придворным композитором, с 1705-го вторым капельмейстером в соборе св. Стефана в Вене и с 1713 г.- капельмейстером императрицы Амалии. В своем оперном творчестве он следовал пышному барочному стилю, но во взглядах на церковную музыку придерживался ориентации на творчество Палестрины. Учебник Фукса «Gradus ad Parnassum» (Ступени к Парнасу; 1725, нем. пер. 1742, итал. 1761, франц. 1773, англ. ок. 1770) на протяжении целого столетия оставался самым авторитетным пособием по контрапункту строгого стиля. Фукс написал более 70 месс (часть a cappella, часть с сопровождением), неск. реквиемов и ораторий, 27 мотетов, 57 вечерен и псалмов, 38 церковных трио-сонат. В его церковной музыке господствует благородная сдержанность выражения, взыскательный вкус и тонкое сочетание интеллектуализма и задушевности. Наследниками традиций Фукса стали не только его ученики (Готлиб Муффат, работавший в Дрездене Я. Д. Зеленка, Ф. Тума, Г. К. Вагензейль), но и др. австр. композиторы, напр. Г. Ройтер-младший (1708-1772), служивший капельмейстером в соборе св. Стефана, занимавшийся церковной музыкой при венском дворе и создавший 80 месс и множество др. богослужебных сочинений. Часть из них приписывалась впосл. Й. Гайдну (1732-1809), к-рый вместе с братом Михаэлем в отрочестве учился у него в певч. школе при соборе св. Стефана.

На протяжении XVIII в., до смерти императрицы Марии Терезии в 1780 г., австр. церковная музыка находилась под особым покровительством монархов. Праздничные службы и уличные процессии совершались столь торжественно, что в 1782 г. папа Пий VI , увидевший процессию в Вене на Вербное воскресенье, удивленно воскликнул: «Romae non sic!» (В Риме такого нет!) - что послужило имп. Иосифу II одним из поводов для наступления на «излишества» при совершении богослужения. Эти меры (в частности, отмена богослужебных процессий и старинных рождественских и пасхальных обрядов) отрицательно сказались на австр. церковной музыке этого периода. «Чем проще музыка, тем лучше она соответствует христианскому смирению и благоговению»,- говорилось в «Положении о совершении богослужения» 1786 г. После смерти Иосифа II его политика была пересмотрена, и церковная музыка А. вернулась в прежнее русло развития. В храмах вновь зазвучали большие композиции, рассчитанные на профессиональных певцов и солистов в сопровождении оркестра, инструментальная музыка (напр., исполнение в качестве музыки для градуала камерных трио-сонат или частей симфоний).

Самым авторитетным церковным композитором 2-й пол. XVIII в. был М. Гайдн (1737-1806), с 1763 г. работавший в Зальцбурге при дворе князя-архиепископа. М. Гайдн продолжал традиции Фукса, привнеся в них классическую ясность формы, изящество хорового письма и мелодическую закругленность. Он сочинил 32 лат. и 8 нем. месс, 2 реквиема (второй не закончен), 6 «Te Deum» , 117 градуалов, 45 офферториев , 27 пасхальных респонсориев и т. д. В Вене большим авторитетом пользовался И. Г. Альбрехтсбергер (1736-1809), придворный органист, капельмейстер собора св. Стефана, автор 26 месс, 43 градуалов, 34 офферториев и др. сочинений. Он считал фугу «необходимейшим жанром церковной музыки» и внушал это своим многочисленным ученикам (среди к-рых был и Л. ван Бетховен (1770-1827)).

Многие ранние мессы, литании , мотеты и др. сочинения В. А. Моцарта (1756-1791) следовали зальцбургской традиции с сильными итал. влияниями («кантатная месса», состоящая из многих номеров типа арий, ансамблей, хоров). 2 самых значительных и глубоких его произведения венского периода, Месса до минор (1782 или 1783) и Реквием (1791), остались незавершенными. Реквием был оборван на части «Lacrymosa» и дописан учеником Моцарта Ф. К. Зюсмайром (1766-1803). В кон. XX в. исполняются и редакции (Р. Маундер, 1985), основанные только на моцартовском тексте.

В наследии Й. Гайдна - 14 месс, 2 «Te Deum», кантата «Stabat Mater» и неск. антифонов «Salve Regina» . Вершина его церковного творчества - 6 поздних месс (1796-1802), принадлежащих к симфоническому типу, с делением текста на крупные части и отказом от закругленных номеров, таких, как арии и ансамбли. Одну из них, «Missa in angustiis» (Месса в тяжелых обстоятельствах) ре минор (1798), легенда связывает с именем англ. адмирала Г. Нельсона, одержавшего победу над испано-франц. флотом. В этой мессе крайне необычная часть «Benedictus» (суровая минорная музыка с трубами и литаврами) может истолковываться и как видение Христа в облике Судии.

У Бетховена, жившего в Вене с 1792 г., 2 мессы. Месса до мажор (1807) стала прямым продолжением месс Й. Гайдна, поскольку также писалась по заказу кн. Эстергази. «Торжественная месса» ре мажор (1819-1823) задумывалась как приношение композитора к интронизации его ученика эрцгерц. Австрии Рудольфа (1788-1831) поначалу в качестве архиепископа Ольмюца, а затем кардинала. В намеченные сроки Бетховен не уложился, однако жанр торжественной понтификальной службы определил огромные масштабы и особо проникновенный стиль этого шедевра. «От сердца да идет это к сердцу»,- начертано рукой композитора в начале «Kyrie» . Из-за большой продолжительности, сложности для исполнения и несоответствия выработанным позднее представлениям о церковной музыке «Торжественная месса» никогда не использовалась в богослужении. Ее мировая концертная премьера, организованная Н. Б. Голицыным, состоялась в С.-Петербурге в 1824 г. В Вене части «Торжественной мессы» под названием «гимнов» впервые прозвучали в концерте вместе с Девятой симфонией Бетховена также в 1824 г.

Мессы, продолжающие классические традиции, принадлежат также Ф. Шуберту (1797-1828). в творчестве А. Брукнера (1824-1896), к-рый долгие годы был связан с мон-рем св. Флориана и был известен как органист, много вокально-инструментальных церковных сочинений (мессы, реквием, «Magnificat», «Te Deum», мотеты, псалмы и др.).

В целом, однако, развитие церковной музыки А. в XIX в. характеризовалось усиливавшейся критикой оперно-симфонических влияний и распространением идей «цецилианства» (от имени cв. Цецилии , пам. 22 нояб., с конца ср. веков считающейся в католич. Церкви покровительницей церковной музыки), зародившихся еще в 10-х гг. XIX в. и возобладавших после 1868 г. Идеалом цецилианцев - священников и музыкантов - был строгий стиль эпохи Палестрины (см. также Германия, церковная музыка). На практике это вылилось в господство усредненно благообразных произведений малоизвестных авторов. Возможно, поэтому в XX в. пути австр. церковной музыки и профессионального композиторского творчества резко разошлись: никто из великих музыкантов, работавших в Вене в начале века (Г. Малер, А. Шёнберг, А. Берг, А. фон Веберн), не писал богослужебных сочинений.

Единственным значительным австр. композитором XX в., работавшим в сфере церковной музыки, был И. Н. Давид (1895-1977), создавший немало органных сочинений, протестант. мотетов и кантат, ряд произведений для католич. богослужения. Однако в храмах А. по праздникам чаще всего звучат мессы М. и Й. Гайднов, Моцарта и Шуберта.

Лит.:Schnerich A . Messe und Requiem seit Haydn und Mozart. W.; Lpz., 1909; Klafsky A. M . M. Haydn als Kirchenkomponist. Lpz., 1915; Schneider C . Geschichte der Musik in Salzburg von der ältesten Zeit bis zur Gegenwart. Salzburg, 1935; Brand C. W . Die Messen von J. Haydn. Würzburg, 1941; Tittel E . Österreichische Kirchenmusik. W., 1961; Kirkendale W . New Roads to Old Ideas in Beethoven"s «Missa Solemnis» // The Musical Quarterly. 1970. Vol. 56; Pass W . Musik und Musiker am Hof Maximilians II. W., 1973; Hollerweger H . Die Reform des Gottesdienstes zur Zeit des Josephinismus in Österreich. Regensburg, 1976; Riedel F. W . Liturgie und Kirchenmusik // Joseph Haydn in seiner Zeit. Eisenstadt, 1982; Evangelisches Gesangbuch. B., 1993. № 280, 521 [песнопения на мелодии Л. Зенфля и Х. Изака].

Л. В. Кириллина

Православие в Австрии

Местоположение: Центральная Европа, к северу от Италии и Словении.
Площадь: 83 870 км2.
Численность населения: 8 192 880 человек (по состоянию на июль 2006 года).
Официальный язык: немецкий.

Краткая история страны.

Австрийское государство как самостоятельная единица на политической арене Европы появляется в Х веке, во времена правления династии герцогов Бабенбергов. Границы его тогда были существенно расширены на юг и восток, город Вена стал столицей. К этому времени (ок. 996) относится и первое упоминание имени государства – «Ostarrichi», то есть «восточная страна».

В XIII веке, после гибели последнего Бабенберга, страна на 30 лет попадает под власть чешского короля Оттокара II. После того как король был разбит в битве с императором Рудольфом Габсбургским, Австрия переходит под управление династии Габсбургов, сохранявших за собой власть в этих землях вплоть до ХХ века. При них была устроена одна из крупнейших европейских империй, принявшая в 1867 году наименование Австро-Венгрии.

28 июня 1914 года в г. Сараево было совершено покушение на эрцгерцога Франца Фердинанда; через месяц Австро-Венгрия объявила войну Сербии, что положило начало Первой мировой войне. После поражения в ней и распада империи страна была ужата до небольшой республики – в 1918 году наступил конец многовековому правлению династии Габсбургов. 20 лет спустя республика была аннексирована нацистской Германией (австриец по происхождению, Адольф Гитлер покинул страну непризнанным художником, а вернулся с триумфом и войсками), в 1945 году освобождена советскими войсками. В 1955 году была провозглашена независимость Австрии при условии государственного нейтралитета страны.

Религия: католики – 72,4 %, протестанты – 4,7 %, православные – 4,3 %, мусульмане – 4,2 %, прочие – 4,0 %, неверующие – 7,3 %, не ответили на вопрос – 3 %.

Православие. В Австро-Венгрию издавна входили местности, где проживали народы, исповедующие Православие: украинцы Галиции и Буковины, сербы, румыны. Православные приходы в пределах этой страны объединялись иногда в целые епархии. Особо стоит упомянуть «великое переселение» сербов в Габсбургские владения под руководством патриарха Арсения (Чарноевича) зимой 1690 года: к этому их вынудили гонения на православных в Османской империи. К середине XIX века на территории Австро-Венгрии проживало свыше 3 млн православных. При этом официальные власти нередко стремились окатоличить эту часть подданных.

Изначально все православные г. Вены, в том числе и русские послы и купцы, духовно окормлялись греческим и сербским духовенством в храме во имя святого Георгия Победоносца, который долгое время размещался в доме Александра Маурокордатоса. Первая литургия состоялась здесь в 1726 году.

Но в начале войны Турции с Россией и Австрией (1735–1739) почти все греческое население и греческие священники, как подданные турецкого султана, были вынуждены покинуть Вену.

В 1761 году трудами посла Д.М. Голицына в городе появился отдельный русский приход, первым настоятелем которого стал священник Симеон Матвеев. В письме Екатерине II Д.М. Голицын отмечал, что русское богослужение посещают не только православные, но и «любопытствующие» австрийцы.

По эдикту о веротерпимости императора Йозефа II в 1782 году Православие было официально признано, было позволено и возводить храмовые строения – до этого времени и греко-сербская церковь во имя святого Георгия, и русская Никольская церковь находились в частных домах. Собственное здание храма во имя святого Георгия было построено в 1809 году, а чуть позже греки вместе с румынами возвели и Троицкую церковь.

С 1840 по 1842 год в Вене подвизался архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский), первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. С 1842 по 1884 год настоятелем венской церкви был протоиерей Михаил Раевский, переводивший богослужебные книги на немецкий язык. На средства, собранные им, в 1895 году была построена кладбищенская церковь во имя праведного Лазаря. А трудами его преемника протоиерея Александра Николаевского в 1899 году в Вене появился прекрасный собор во имя святителя Николая, созданный в лучших традициях древнерусского зодчества.

В 1893 году состоялось освящение первой сербской церкви, посвященной святителю Савве, а первый самостоятельный приход Румынской Православной Церкви был образован в Вене в 1907 году.

Сщмч. Максим Сандович

Однако история Православия на австрийской земле отнюдь не безоблачна. В начале ХХ века, когда отношения между Россией и Австро-Венгрией ухудшились, австрийские власти начали гонения на русских православных христиан. Были инициированы судебные процессы против многих мирян и даже священников, например против иеромонаха Алексия (Кабалюка) в 1913 году, против отца Максима Сандовича и отца Игнатия Гудимы в 1914 году, против отца Кассиана Богатырца в 1916 году. Суд тогда приговорил к смертной казни 16 православных, в том числе и отца Кассиана, бесстрашно защищавшего свою паству перед судом. 7 августа 1914 года был арестован отец Николай Рыжков, причем его заключение в тюрьму сопровождалось издевательствами и глумлениями. Священник провел 22 месяца в так называемой Башне смерти в Вене. После вынесения смертного приговора отец Николай заявил, что он не страшится предстать пред судом Всевышнего, потому что Господь знает подлинную правду. Мужество русского священника произвело сильное впечатление на судей и присутствовавших, а затем и на многих иных лиц: о помиловании отца Николая просил даже испанский король Альфонс. В итоге австрийское правительство вынуждено было помиловать осужденного, выслав его из страны. С началом войны, в 1914 году, русский Никольский собор был закрыт и вновь открылся лишь в октябре 1945 года.

В 1967 году в Вене появился первый болгарский храм, посвященный святому Иоанну Рыльскому.

В том же году австрийский парламент принял «Федеральный закон о православных», определивший официальный статус православных приходов разных юрисдикций.

К настоящему времени в Австрии действует несколько юрисдикций Православных Поместных Церквей:

– Среднеевропейская епархия Сербской Православной Церкви (официальный сайт: http://www.serb-kirche.at/, e-mail: [email protected]). Ей принадлежит 12 австрийских приходов, управление которыми осуществляет благочинный протоиерей Георгий Кнежевич. В Австрии проживает около 100 000 православных сербов;

– Венская и Австрийская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата (официальный сайт: http://orthodoxia.org/austria/, e-mail: [email protected]). Возглавляется епископом Иларионом (Алфеевым), имеет 5 приходов и объединяет православных верующих разных национальностей, проживающих на территории Австрии, в том числе русских, украинцев, белорусов, молдаван и грузин;

– Германская и Центральноевропейская митрополия Румынской Православной Церкви (официальный сайт: http://www.rumkirche.at/). Возглавляется архиепископом Серафимом, имеет в Австрии викариатство из 5 приходов;

– Австрийская митрополия и экзархат Италии, Швейцарии и Венгрии Константинопольского Патриархата. Возглавляется митрополитом Михаилом (Стайкосом). 7 храмов окормляют примерно 18 000 православных греков Австрии.

Еще 2 венских храма находятся в юрисдикции Болгарской Православной Церкви, окормляя паству из около 7000 православных болгар. 5 приходов у Русской Православной Церкви за границей.

Таким образом, сегодня в Австрии действуют 36 православных приходов, но нет ни одного православного монастыря. Общая численность православных составляет около 350 000 человек.

В последние 40 лет в Австрии значительно снизилось количество католиков (с 89 % до 73,6 % в 2001 году), лютеран (с 403 тыс. до 341 тыс. человек), реформатов (с 18 до 14 тыс. человек), тогда как число православных, напротив, растет, в основном благодаря переселенцам из православных стран, но не только. Часть прихожан Венской и Австрийской епархии составляют коренные австрийцы (большинство из них посещает приходы Русской Православной Церкви), богослужения совершаются на славянском и частично немецком языках. Переводятся и издаются книги о Православии на немецком языке.

Некоторые православные австрийцы принимают священный сан, как, например, архимандрит Георгий (Вострель) – клирик русского Никольского собора г. Вены или протоиерей Петер Хубер – клирик сербской церкви в честь Рождества святого Иоанна Крестителя, г. Инсбрук.

По словам отца Петера, родившегося в семье католиков, к Православию его привело изучение истории христианства и, в частности, истории папства, в результате чего он убедился, что «в течение второго тысячелетия западноевропейское христианство утратило непрерывность Священного Предания Церкви». Связь с ним отец Петер почувствовал, когда впервые посетил православное богослужение в Венеции, «что стало поводом познакомиться с этой Церковью ближе, как “теоретически”, через чтение соответствующей литературы, так и “практически”, через регулярное участие в православных богослужениях в Зальцбурге. Со временем во мне крепло убеждение пройти путь в этой Церкви, причем я понимал обретение Православия не как “переход” в “чужую веру”, а как возвращение к нашей исконной Церкви, которая была и здесь, на Западе, в течение тысячи лет».

Говоря о трудностях православной миссии в Австрии, отец Петер отметил, что «Православие слишком часто понимают как нечто, имеющее очень ограниченное место на Западе. Хотя нередко австрийцы любуются красотой храмов и богослужения, но само Православие остается чужим для очень многих, воспринимающих его как некую экзотику… Но, несмотря на трудности, все мы, члены Церкви, являемся носителями и хранителями Священного Предания и должны, по слову Господа (см.: Мф. 28, 19), заботиться верой и жизнью о распространении и укреплении нашего учения».

Основная трудность большинства православных приходов, как русских, так сербских и румынских, – отсутствие своего помещения под храм: приходится на непостоянной основе служить в пустующих католических часовнях. Местные католические власти нередко препятствуют становлению богослужебной жизни православных, а также пытаются восполнить потери среди коренной австрийской паствы миссионерской деятельностью среди эмигрантов с Украины.

***
В заключение приводим несколько адресов австрийских храмов, где богослужение проходит на церковнославянском языке, чтобы человек русской православной традиции, оказавшись в этой стране, имел возможность поучаствовать в молитве.

г. Вена (Wien)

Никольский собор (РПЦ МП)
Адрес: St. Nikolas Cathedral, Jauresgasse 2, 1030 Wien.
Настоятель: протоиерей Владимир Тыщук.
Телефон: 713-82-50.
Фото см.: http://www.nikolsobor.org/russisch/html/galerie/aktuell/fotoaktuell.htm

Православие третья в мире после католичества и протестантизма христианская религия по популярности. Во всём мире православие исповедуют примерно 225 300 миллионов человек, в основном в Восточной Европе (страны Балкан и постсоветское… … Википедия

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

ПРАВОСЛАВИЕ - одно из основных направлений христианства. Хотя православными, или ортодоксальными (от греч. orqodoxa православие), называли себя в 1 м тысячелетии обе ветви христианства восточная и западная, принявшие постановления Халкидонского собора, после… … Юридическая энциклопедия

православие - Пасхальное богослужение в Патриаршем Богоявленском соборе, которое проводит Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Москва, 7 апреля 1991. православие, одно из основных направлений христианства. Хотя православными, или ортодоксальными (от… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Словения не относится к традиционно православным регионам Европы, так как ещё до раскола 1054 года христиане будущей Словении остались в зоне католического влияния Рима. В 867 году бежавшие из Моравии от преследований франкского духовенства,… … Википедия

Православное епископское собрание Австрии координационный орган православных епископов, представляющий Православную Церковь на территории Австрии. Содержание 1 История 2 Состав собрания 2.1 … Википедия

Среди религий в Австрии, наиболее распространённой является католичество. Согласно переписи 2001 года, 73,6 % населения страны причисляли себя к католикам, 4,7 % к протестантам (лютеране). Число прихожан церквей составляло… … Википедия

XIII. Дела внутренние (1866—1871). 4 го апреля 1866 года, в четвертом часу дня, Император Александр, после обычной прогулки в Летнем саду, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту, стоявший в… … Большая биографическая энциклопедия

ВЕНГРИЯ - [Венгерская Республика; венг. Magyar Köztársaság], гос во в Центр. Европе. Территория: 93 030 кв. км. Столица: Будапешт (1863 тыс. чел. 1998). Крупнейшие города: Мишкольц (182 тыс. чел. 1997), Дебрецен (210 тыс. чел. 1997), Печ (162 тыс. чел.… … Православная энциклопедия

ГАЛИЦКАЯ РУСЬ - историческая область на сев. вост. склонах Карпат, в верховьях рек Днестр, Прут, Серет (совр. Львовская, Тернопольская, Ивано Франковская области Украины, юг Подкарпатского воеводства Польши (ист. Перемышльская земля)). Галицкое княжество… … Православная энциклопедия

Начало русского православного прихода в Вене.

Русские проживали в Австрии с давних времен. В большинстве случаев это были дипломаты и торговые представители. Здесь находились целые торговые колонии русских. Такая колония была, например, в Токае (в то время входившем в состав Австро-Венгерской империи). Её жители занимались покупкой и доставкой в Россию знаменитых токайских вин. В этой колонии была построена церковь, а священники присылались из России.
В Австро-Венгрию также входили местности, где проживали целые народности, придерживавшиеся православия: украинцы Галиции и Буковины, венгры, сербы, румыны. В Вене и её окресностях издавна проживали православные греки. Начиная с 1701 года, с назначением в Вену русского посла кн. П.А. Голицына, дипломатические отношения России с Австрией стали постоянными. За неимением собственной церкви все проживавшие в Вене православные духовно окормлялись греческим и сербским духовенством в греческой церкви во имя Св. Георгия Победоносца. Но в начале войны Турции с Россией и Австрией, (1735–1739 гг.) почти все греческое население и греческие священники, как подданные турецкого султана, покинули Вену.
В 1761 году на конгрессе в г. Аугсбурге присутствовала русская миссия, при которой была походная церковь Св.Троицы, представленная иеромонахом Наркиссом (Кветкой) и двумя церковнослужителями. 10 октября 1761 г. миссия прибыла в Вену, и по просьбе Голицына церковь вместе с церковнослужителями была оставлена в городе. Вскоре сюда был назначен первый настоятель: священник Симеон Матвеев, переведенный из русского храма Гааги. Венская церковь была размещена первоначально на квартире посла. Но истово исполняемые при хорошем пении богослужения начинает посещать также местное православное население других национальностей.
С 1842 по 1884 гoд настоятелем венской посольской церкви был выдающийся славянский деятель прoтоиерей Миxаил Раевский. Прот. Раевский известен также переводами церковно-богослужебныx книг с греческого на немецкий язык. Именно ему принадлежит мысль о необxодимости создания в Вене величественнoгo каменного xрама. В 1885 гoду в Вену был назначен протоиерей о. Александр Николаевский, которому суждено былo oсуществить идею и мечту прот.Раевского. Нo собранныx средств оказалoсь недостатoчно даже для тогo, чтoбы построить xотя бы небольшой xрам. Тoгда русский пoсол князь А.Б. Лобанов-Рoстoвский обратился с xодатайствoм в Петербург и пoлучил ассигнoвание на строительствo в сумме 400 тыс.рублей.

Освящение Свято-Николаевского собора.

Под пострoйку собора было отведено место в саду участка, приобретеннoго для посольства. 3 октября 1893 года состоялась закладка храма. Строительные работы велись по проекту академика Г. Котoва архитектором-итальянцем Джакомелли и были окончены 1899 гoду. Освящение Свято-Николаевского сoбoра сoвершенo было 4/16 апреля 1899 гoда арxиепискoпом Холмским и Варшавским Иерoнимoм. К этому дню в Вену прибыли настoятели, несшие свoю службу в русских храмах Европы: прoт. Мальцев из Берлина, прот. Ф. Кардасевич из Будапешта, прот. Протопопов из Висбадена, свящ. Вольский из Штутгарта, свящ. Анненков из Дрездена, прот. Соловьев из Кобурга, прoт.Апраксин иа Праги и многие другие. Были также настoятели греческой и сербской церквей в Вене, а также священники боснийских русских пoлков. На освящении xрама присутствовал русский посол граф П.А. Капнист, предетавители австрийскиx властей и бургомистр Вены Штрабах, а также пoслы Румынии, Сербии и Греции, представители разных славянеких обществ. 8 апреля архиепископ Иероним был принят императором Францем-Иосифом. Синодальный хор из Москвы, принимавший участие в освящении храма, дал духовный концерт в зале Венской консерватории, который произвел большое впечатление на музыкальную Вену.

Достопримечательности венского собора.

Венский собор Святителя Николая построен в лучших традициях древнерусского зодчества. Пятиглавое здание собора состоит из главного храма во имя Святителя Николая и нижнего храма Св. Александра Невского. В собор ведет широкая каменная лестница. Во фронтоне крыльца помещена мозаичная икона Воскресения Христова, выполненная художником Федором Бруни. На верхней площадке лестницы - великолепный витраж с изображением покровителя собора - Св. Николая. Сквозь окна наборного стекла пастельных тонов внутрь храма проникает свет. Поэтому даже в самую пасмурную погоду создается впечатление, будто храм залит солнцем. В трех окнах алтаря - витражи-иконы Господа Вседержителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя. Чтимой всеми прихожанами святыней является икона Святителя Николая - дар и благословение Святейшего Патриарха Алексия I. Звонница собора в десять колоколов увенчанна куполом. Самый большой из колоколов весит 1200 кг. В помещениях храма располагается канцелярия Венской епархии, приходская библиотека и приходской зал. Внешнее композиционное и цветовое решение храма - словно жизнерадостный аккорд в респектабельном архитектурном ансамбле австрийской столицы.
В бурную эпоху мировой войны и Революции в России Святейший Патриарх Тихон назначил главой русских церквей в Европе Митрополита Евлогия (Георгиевского). Русские приходы за границей пополнились тогда пленными и эмигрантами. Митрополиту Евлогию, жившему в Берлине и Париже, удалось наладить жизнь русских церквей и приходов в Европе, в том числе и жизнь венского приxода, пoручив его после Первой мировой войны священнику Авениру Дьякoву. Нo вскоре o.Авенира заменил бывший дo войны настoятелем венскoй церкви прoт.Рожественский. Далее в приход прибыл «батюшка» старого типa прoт. Ванчaкoв…

www.orthodoxfrat.de
Подробная фото-экскурсия
по русскому православному храму Cв. Николая в Вене.

История собора после Второй мировой войны.

После освобождения Вены совестскими войсками храм, сильно поврежденный во время военных действий, был вновь открыт в юрисдикции Московского Патриарха. Для этого в Вену в октябре 1945 года прибыл архиепископ Фотий (Топиро). В 1946 году для окормления венско-австрийской паствы был назначен архиепископ Сергий (Королев). Он много потрудился по устройству общины и по ликвидации ушерба, нанесенного собору войной. В 1949 году архиепископ Сергий был переведен в Берлин. К венскому собору назначили архимандрита Арсений (Шиловский). В 1951 году было учреждено Венско-Австрийское благочиние, и первым благочинным стал о.Арсений. Это благочиние в 1962 году было преобразовано в Венско-Австрийскую епархию Русской церкви. 13 марта 1975 года архиепископом Венским и Австрийским стал архиепископ Ириней, управляюший епархией до сего дня. С осени 1997 года в венском соборе настоятельствует прот. Николай Орлов. В послевоенное время на средства Московской Патриархии и на пожертвования прихожан были проведены большие ремонтные работы в административных и приходских помещениях собора, со времени войны находившихся в запустении. В подвальном помещении была установлена новейшая система отопления. 19 мая 1969 приход Свято-Николаевского собора признан юридическим лицом.
Римо-католики составляют около 90% всего верующего населения Австрии. В Вене имеют общины также Константинопольская, Сербская, Румынская и Болгарская Православные Церкви. Есть также армянская, старокатолическая, англиканская, евангелическо-лютеранская, реформатская и другие христианские общины. В австрийской столице создалась благоприятнaя обстановка межцерковных контактов между представителями разных христианских общин. Они встречаются для лекций, докладов и дискуссий, во время которых обмениваются мнениями по разным вопросам церковной и общественной жизни. Эти встречи способствуют взаимопониманию и сближению христиан.
Свято-Николаевский приход объединяет верующих Вены, находящихся под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Назначение прихода состоит в сохранении и свидетельстве Православия среди культурного и религиозного разнообразия, в духовном окормлении православных верующих и в представительстве Русского Православия в столице Австрии. Поныне приход возносит горячие молитвы Богу и Покровителю храма - Святителю Николаю, дабы сей храм красотой богослужения, деятельностью своего клира и пасомых и впредь свидетельствовал в центре Европы об истине и красоте Православия.