Святитель Тихон возглавил Русскую Православную Церковь в тяжелейшие годы гонений. Он стал первым Патриархом России после Синодального периода, когда Церковь была лишь подведомственным государству учреждением, которое возглавляли подчас неверующие люди. Время его патриаршества пришло на первые годы гонений и красного террора, и в это страшное время он сумел прожить такую жизнь, и так управлять Церковью, что сохранил и ее, и сам обрел святость перед Господом. Канонизирован он был в конце ХХ века.

ИКОНА СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА МОСКОВСКОГО — КАК УЗНАТЬ СВЯТОГО

Как архиерей святитель был не раз сфотографирован и зарисован живописцами с натуры. Его внешность хорошо известна и легко запоминается.

    • Святитель имеет полное лицо, седую небольшую бороду, волосы также седые. Они спрятаны под патриаршим куколем или клобуком — это белый сферический колпак, обтянутый наметкой – белой тканью, ниспадающей на спину и плечи тремя частями как символ Святой Троицы. На вершине патриаршего куколя, в отличие от монашеских и епископских стоит небольшой крест, все его стороны украшены иконами — иногда это образ Христа с Богоматерью и Иоанном Предтечей (деисус), иногда изображения серафимов.
    • Святитель Тихон обычно изображается в патриаршей зеленой мантии, какую носит Патриарх Московский и сегодня. Правой рукой он благословляет верующих или держит крест. Иногда он изображается с посохом или жезлом - это символ архипастырской власти, его по сей день обязательно на богослужения выносят вслед за архиереями, ведь в Евангелии духовенство Господь часто сопоставляет с пастухами, пасущими и оберегающими народ, как овец, хранящих его от бесов — духовных волков.
    • На груди святителя — панагия, круглый или квадратный медальон с изображением Богоматери. Эту маленькую икону обязательно носит на груди каждый архиерей.
    • Редкий тип иконографии святителя Тихона — житийная икона, то есть вокруг изображения самого святого поставлены клейма, на которых запечатлены разные эпизоды из жизни святого. «Читать» такое живописное житие нужно слева направо и сверху вниз. В отличие от других икон, здесь бывает более сотни сюжетов: эта иконография продолжала развиваться в течение веков. Само изображение преподобного, вокруг которого строятся клейма, обычно представляет его в полный рост в традиционных архиерейских одеждах с благословляющим жестом правой руки

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА — БИОГРАФИЯ ПАТРИАРХА

Будущий святитель появился на свет в 1865 году, в семье сельского священника Псковской епархии, неподалеку от города Великие Луки. При рождении он получил имя Василий. До поступления в семинарию, как и большинство детей сельского духовенства, он занимался трудом на земле. Поступав в духовное училище в Торопце, а затем в семинарию во Пскове, он не думал о монашестве, однако еще тогда обратил на себя внимание сверстников и преподавателей добродетельной жизнью, любовью к богослужениям.

В 23 года он закончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию (ныне СПбПДАиС) и был направлен преподавать обратно во Псков. Здесь через три года он принял монашество — пройдя ряд трудов, положенных послушнику, принял рясофор с наречением имени Тихон. Известно, что на постриг святого собралось множество горожан: он был уже известен и любим многими людьми, учителями и учениками. Рясофорный постриг — это лишь наречение нового имени, символическое пострижение волос, и возможность носить некоторые монашеские одежды. В это время Тихон, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако святитель был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни и принял затем постриг мантийный. Мантия — «малый ангельский образ», малая схима. Святитель дал обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира и нестяжания — то есть отсутствия своего имущества. Через несколько дней святитель был посвящен в иеродиакона, а затем в иеромонаха — священника, носящего монашеский сан. Будущий святитель остался преподавать в Холмской семинарии, а со временем стал ее ректором.

Через 10 лет была совершена интронизация Тихона во епископа, викария (заместителя митрополита) Холмской епархии. А еще через несколько лет владыка Тихон был направлен в Америку — возглавить местную Православную Церковь в сане епископа Алеутского. Здесь святитель совершил много миссионерских трудов для распространения Православия, построил несколько православных церквей. Американцы даже присвоили ему звание почетного гражданина Соединенных Штатов. Вернулся на родину святитель Тихон только в 1907 году, будучи назначен на Ярославскую кафедру. В 1914 году владыку перевели в Вильно, где необходима была широкая социальная деятельность. Он много развивал благотворительные учреждения. Многие жители Виленщины из-за Первой Мировой лишились крыши над головой и материальных средств.

После формирования нового Синода в 1917 году владыка Тихон стал его членом. Избрание Патриарха готовилось долгие годы еще при участии святого царя-страстотерпца Николая Второго. Во время съезда мирян и духовенства, а затем Поместного Собора Русской Православной Церкви святитель был избран сначала председателем Собора, а затем и Патриархом (посредством жеребьевки).

Вот как это произошло. Важнейшей задачей Собора было возрождение жизни Русской Православной Церкви на канонических началах — ведь Петр Первый сделал Церковь одним из ведомств государства, поделив их на Сенат и Синод. Многие годы при разных государях Церковь возглавляли в должности обер-прокуроров и все неверующие люди или лица других вероисповеданий.

На место Предстоятеля Церкви было три кандидата. После Божественной Литургии и молебна 5 ноября 10917 года схимонах Зосимовой пустыни, почитаемый старец, взял из ковчежца, помещавшегося за чудотворной иконой Богоматери, один из трех жребиев с именем кандидата — им и оказался святитель Тихон, получивший титул Патриарха Московского и всея Руси.

Несмотря на высокое положение, святитель не изменил ни аскетического образа жизни, ни своего доброго характера. Мягкость и спокойствие не мешали ему быть твердым в вопросах защиты Церкви и веры — ведь через год начались преследования Церкви, страшные годы красного террора и голода. В это ужасное время святитель Тихон призывал народ к молитве и спокойствию, желая предотвратить возможные кровопролития. Ведь Николай Второй сам отрекся от престола, люди пребывали в растерянности и не знали, какой политической силой они будут подвластны.

Уже в 1922 году советская власть начала кампанию по изъятию церковных ценностей. Одновременно группа авантюристов из числа духовенства создала так называемую обновленческую «церковь», призывая к «духовной свободе», заключавшейся в изменении богослужений, введении женатого епископата вопреки традициям Церкви и многом другом. Это была попытка церковной революции. И вот именно ее патриарх Тихон, которого «обновленцы» вместе с советской властью обвинили в ведении контрреволюционной деятельности и арестовали, сумел предотвратить.

В середине 1921 года святитель Тихон создал комитет помощи голодающим, призывая все приходы сделать пожертвования, сдавая церковную утварь и драгоценности в пользу «голодающих Поволжья». Парадокс был в том, что именно к помощи голодающим (между прочим, голод возник именно из-за действий советской власти) и призывало государство. Однако, как стало ясно историкам из сохранившихся указаний Ленина, кампания по изъятию церковных ценностей под предлогом помощи голодающим имела своей целью лишь разорение, а затем и уничтожение Церкви. Власти предполагали, что Церковь будет сопротивляться и они смогут легально, под предлогам «защиты революции», убивать православных. Но святитель Тихон обличил их, сам призвав людей помогать поволжцам.

Разумеется, Советы не могли оставить это безнаказанным и арестовали святителя пока что в качестве «свидетеля», обвиняя в поддержке контрреволюции. Никто не смог ничего доказать, и через несколько месяцев Патриарха освободили.

Предполагают, что это произошло потому, что положение Церкви оставалось довольно сильным. Только так святитель избежал казни: власти побоялись волны народного протеста. Известно, что на его жизнь было совершено два покушения — во время одного из них погиб келейник владыки Яков Полозов.

Патриарх тяжело переносил борьбу и трудности ведения Корабля Церкви. С 1924 года он сильно болел. В середине весны 1925 года он отслужил последнюю Литургию и скончался в молитве.

ПОЧИТАНИЕ ПАТРИАРХА ТИХОНА

Проститься со святителем пришло более миллиона человек не только из Москвы, но и со всей России. Собор Донского монастыря был переполнен на протяжении ста часов — столько длилось прощание с Его Святейшеством. По свидетельствам очевидцев, уже в часы прощания люди, прикладываясь ко гробу с телом Патриарха — а ведь это были мощи, то есть тело святого — получали исцеления от тяжелых заболеваний, слепоты, глухоты, психических болезней, хромоты… Не верится, что происходило это в годы гонений на Церковь, еще живы некоторые люди, слышавшие сами это от очевидцев. Говорили, что это было не просто прощание, но и народное прославление святого.

Уже в 1981 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви Заграницей Патриарх Тихон был прославлен в лике исповедников, а в 1989 его прославила и Русская Православная Церковь, до того не имевшая возможности канонизировать святителя, вероятно, из-за продолжавшихся притеснений со стороны советской власти.

В 1992 году после поджога некими хулиганами Малого собора Донского монастыря почти случайно были обнаружены нетленные мощи святителя Тихона. С тех пор множество людей приходит помолиться святому и приложиться к святыне — его мощам, специально совершая паломничества в Москву.

    • В Архангельске недавно был установлен памятник святителю Тихону.
    • Планируется установка памятника и на родине святого, в Великих Луках.
    • В московском музее скульптуры «Музеон» есть интересный памятник святителю в виде горящей свечи.
    • В 2015 году выпущена почтовая марка с портретом святого.

Память святителя Тихона отмечается всей Православной Церковью несколько раз в год:

5 февраля — (переходящий праздник первой недели февраля) — в день Собора новомучеников и исповедников Российских.
25 июня — Собор Санкт-Петербургских святых.
7 апреля — в день преставления святителя ко Господу.
5 июня — Собор Ростово-Ярославских святых.
9 октября — деньпрославления святителя Тихона.
18 октября — Собор Московских святителей.
18 ноября — Избрание святителя Тихона на Патриарший престол и память всех святых, участвовавших в Поместного Соборе Русской Церкви 1917–1918 гг.

В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Они были составлены почитателями и свидетелями чудес святого вскоре после его смерти. Пастырь народный не оставляет всех людей и по своей смерти. Краткие молитвы святому можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти также в любой трудный жизненный момент, при обострении болезни, при боли:

В тяжелую годину избранный Богом, в совершенной святости и любви прославился и Господа прославил ты, показал в смирении величие, а в простоте и кротости явил силу Божию, за Церковь и людей своих претерпел мучения, арест, беды, о исповедник святой, Патриарх Тихон, молись ко Христу Богу, с Которым распялся, и сегодня спасти землю Русскую и людей православных.
Апостольских заветов хранителя, Христовой Церкви пастыря доброго, жизнь свою за людей отдавшего, жребием Божиим избранного, прославим святого Патриарха Тихона и к нему с верой, любовью и надеждой помолимся: ходатайством ко Господу Церковь Русскую сохрани в тишине, членов Церкви, рассеянных по лицу Земли, собери в одно стадо, отошедших от Православия к покаянию обрати, Российскую страну нашу от междоусобиц сохрани и подай молитвами твоими людям мир Божий.

КАК МОЛИТЬСЯ ПАТРИАРХУ ТИХОНУ МОСКОВСКОМУ, СВЯТИТЕЛЮ И ПОМОЩНИКУ В СКОРБЯХ

В непростые моменты жизни мы понимаем: наша судьба во многом зависит от воли Божией, Господь являет ее в обстоятельствах и случайностях. Часто мы сами уже не можем повлиять а свою жизнь — например, не можем сами избавиться от алкоголизма, не можем сами найти хорошую работу — и это самое время, чтобы попросить помощи у Господа и Его святых.

Святитель Тихон заботился о целой стране при жизни, успевал узнать нужды каждого, исправить и изменить к лучшему людей. Вот почему и после смертно почитается как добрый заступник, целитель и помощи — и есть многие свидетельства о помощи святителя по молитвам к нему.

Патриарх Тихон Московский, по свидетельствам молящихся ему, имеет особую благодать помощи

    • в изменении своего характера к лучшему,
    • в осознании своих грехов, покаянии,
    • избавлении от греховных страстей и вредных привычек,
    • при зависимости от алкоголя, курения, наркотиков,
    • в бедности, материальных трудностях,
    • о стабильности в государстве,
    • в выздоровлении душевнобольных, бесноватых,
    • о скорейшем выздоровлении детей, особенно с трудностями слуха и речи,
    • при воздействиях колдунов, экстрасенсов. от цирроза печени.

В книгах Донского монастыря сохраняются свидетельства о чудесах от мощей святителя Тихона. Так, по молитве к нему люди исцелялись от множества заболеваний:

    • Воспалений в организме,
    • Геммороя,
    • Опухолей и наростов,
    • Истерик и других психических расстройств,
    • Водянки,
    • Офтальмологических болезней,
    • Паралича,
    • Кровотечений.

Чтобы исцелиться и духовно, и физически, стоит по возможности посещать богослужения в храме или ежедневно молиться дома. Церковью установлено утреннее и вечернее молитвенное правило, которые старается ежедневно читать каждый православный христианин.

    • Чтобы помолиться святителю Тихону, можно посетить любой православный храм — возможно, там будет икона святителя — или приобрести икону для домашней молитвы.
    • Молясь дома или в храме, зажигайте перед ней тонкую церковную свечу.
    • После молитвы можно прикладываться к иконе: дважды перекреститесь, поцелуйте руку или край одежды изображенного на иконе святого, перекреститесь еще раз.
    • Читайте молитву со вниманием, не как заговор, а как обращение к святому. Расскажите своими словами о беде и скорби, попросите помощи.
    • При больших трудностях посетите мощи святителя Тихона в Москве. Прикладываться к ним нужно так же, как и к иконе — дважды перекрестившись и поклонившись, поцеловать. Молиться можно и до, и после целования святыни.

Молитву святителю Тихону, Патриарху Московскому можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

О великий угодник Божий и славный чудотворец, святитель и отец отче наш Тихон! С умилением преклоняем колени и поклоняемся раке честных и целебных мощей твоих, хвалим и прославляем Бога, тебя прославившего многими чудесами, и нам, рабам Его, давшим великую милость благодати Своей через иконы и мощи твои. Усердно, с верой и любовью почитая святую память твою, молимся тебе: принеси молитву нашу к Спасителю и Вседержителю Господу нашему Иисусу Христу, Которому ты и сейчас с ликами Ангелов и со всеми святыми предстоишь, чтобы утвердил Он во Святой Церкви Православной дух живой и сильной веры и благочестия, чтобы все члены ее избавились от неразумных суеверий, в духе и истине поклонялись Ему, усердно стараясь соблюдать заповеди Божии.
Да подаст Господь священству святую ревность и заботу о спасении вверенных людей: православным верующим помогать, слабых в вере укреплять, незначащих наставлять, противников веры обличать.
И снова молясь, с надеждой, словно дети отца прося, умоляем тебя, святитель Тихон и верим, что ты, живой на небесах, любишь нас той же же любовью, которой любил все ближних твоих, когда ты жил земной жизнью: попроси у милосердного Бога и нам всем подать все, что нужно каждому, все, полезное для жизни временной и вечной, миру успокоение, городов сохранение, урожайность земле, от голода и погибели избавление, от нашествия врагов сохранение, помощь в скорбях всем, благословение родителям, детям воспитание в страхе Божием и в учебе помощь, наставникам и учителям знания и благочестие, неразумным наставление, сиротам и бедным заступничество и помощь, умирающим и тяжелобольным людям спокойствие и напутствие в вечную жизнь, ушедшим же покой в Царствии Небесном.
Святитель Тихон, проси у щедрого Бога, имея особую силу молиться Ему, помощи нам во всем: имеем тебя всегдашним заступником и теплым молитвенником о нас перед Господом Славы, Которому все мы славу и честь да воздаем вечно, Отцу, Сыну и Святому Духу. Аминь.

Молитвами святителя Тихона Московского да хранит вас Господь!

Святитель Тихон, в миру Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками.

В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем».

Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище - Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время.

В 1888 году закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии.

В 26 лет, после серьезных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета - девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре - в иеромонаха.

В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии.

Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем - плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине.

Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину - православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ. И такие проводы окружали святителя всю его жизнь.

Плакала православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия, где он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых - величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители - креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.

Святитель Тихон (Белавин) Патриарх Московский

Возглавляя в течение семи лет древнюю Ярославскую кафедру, по возвращении из Америки, святитель Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал монастыри и уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности.

Икона свт.Патриарха Тихона с клеймами жития М.Н.Муравьева

С 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска.

Незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну». Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом.

В России было смутное время, и на открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нем выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».

Время было такое, когда все и всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба и смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, страх перед грабежом и насилием проник в дома и храмы.

Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста объяло Русь. И под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником.

Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался вопросами: «Доколе можно уступать безбожной власти?» Где грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему православных чад.

О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов на гибель ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», - говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.

Как слезно плачет новый Патриарх пред Господом за свой народ, Церковь Божию: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих…» Он призывает русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков».

Для подъема в народе религиозного чувства, по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству.

Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние.

В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов.

Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст.

Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.

Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! - говорит в последней проповеди Апостол Иоанн. - Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно».

В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона:
«Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром !»

Господь даровал России святые его мощи (ныне покоятся они в большом соборе Донского монастыря) в укрепление её на предлежащие трудные времена.

Церковь празднует память святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, несколько раз в году: в день его кончины, в день прославления в 1989 году, в соборе новомучеников, в соборе святителей Московских, а также сегодня - в день избрания на Патриарший престол. Избрание это не было обычным для Русской Церкви; оно было одновременно восстановлением Патриаршества после почти двухсотлетнего перерыва.

Митрополит Московский

До 1917-го года будущий Святейший Патриарх Тихон (в миру - Василий Иванович Белавин; родился в 1865-м году) прожил уже большую жизнь. Он окончил Псковскую семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную академию, преподавал догматическое богословие в Псковской семинарии, затем принял постриг с именем Тихон в 1891-м году. Он был ректором Казанской, а затем Холмской духовной семинарии; затем был возведен в сан епископа Люблинского. Особенно интересна деятельность Святителя Тихона в Северной Америке - с 1898-го по 1907-й год он был епископом Алеутским и Аляскинским (с 1900-го года - Алеутским и Североамериканским). После возвращения из Америки владыка Тихон возглавлял сначала Ярославскую, а затем Виленскую епархии. Будучи архиепископом Виленским, святитель Тихон участвовал в заседаниях Синода 1916-1917 годов.

В 1917-м году, после Февральской революции, в Церкви, как и во всем государстве, происходили значительные перемены. Обер-прокурор Синода во Временном Правительстве Львов в апреле подобрал новый состав Святейшего Синода из прогрессивно настроенных иерархов, в который из прежних членов вошел только Сергий (Страгородский). Архиепископ Тихон в новый состав Синода вызван не был.

В России была введена выборность епархиальных структур церковного управления. 19 июня 1917-го года в Москве состоялся Съезд духовенства и мирян Московской епархии для выборов возглавителя епархии: 21 июня посредством тайного голосования правящим архиереем Москвы был избран Архиепископ Тихон; 13 августа 1917-го года он был возведен на кафедру митрополитов Московских и Коломенских.

Восстановление Патриаршества

15 августа 1917-го года, в день Успения, литургией, совершенной митрополитом Владимиром (Богоявленским) в кремлевском Успенском соборе, открылся Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 годов. Более половины участников Собора были миряне, хотя и без права голоса при принятии решений. На соборе разгорелась оживленная дискуссия о необходимом высшем церковном управлении. Далеко не все участники высказывались за реставрацию патриаршества; против выступала значительная группа профессоров-богословов из мирян. После захвата власти большевиками в Петрограде, 28 октября (10 ноября), прения по вопросу были прекращены и было принято решение о восстановлении патриаршества. Мнение народа на Соборе выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».

Жребий Божий

Избрание было решено проводить в два этапа: тайным голосованием и посредством жребия. Наибольшее число голосов получили (по убывающей): архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и Тихон, митрополит Московский. 5 (18) ноября 1917 года, после литургии и молебна в храме Христа Спасителя, старец Зосимовой пустыни Алексий вынул жребий пред Владимирской иконой Божией Матери, перенесенной из расстрелянного незадолго до того Успенского собора; митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) огласил имя избранного: «митрополит Тихон».Таким образом, избранником оказался кандидат, набравший наименьшее количество голосов.

Исполнение предзнаменований

В тот же день все архиереи-члены Собора собрались в резиденции Московских митрополитов. Архиепископ Антоний (Храповицкий), кандидат, набравший наибольшее число голосов, обратился к избранному на Патриарший престол митрополиту Тихону, сказав, в частности, следующее: «Сие избрание нужно назвать по преимуществу делом Божественного Промысла по той причине, что оно было бессознательно предсказано друзьями юности, товарищами Вашими по Академии. Подобно тому, как полтораста лет тому назад мальчики в Новгородской бурсе, дружески, шутя над благочестием своего товарища Тимофея Соколова, кадили перед ним своими лаптями, воспевая ему величание как Божиему угоднику, а затем их внуки совершали уже настоящее каждение пред нетленными мощами его, то есть Вашего небесного покровителя Тихона Задонского; так и Ваши собственные товарищи прозвали Вас «патриархом», когда Вы были еще мирянином и когда ни они, ни Вы сами не могли и помышлять о действительном осуществлении такого наименования <...>».

Интронизация (возведение на Патриарший престол) состоялась 21 ноября 1917 года (4 декабря по новому стилю) в кремлевском Успенском соборе, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Престол как Голгофа

Став во главе русских иерархов, Патриарх Тихон не изменился, он остался таким же доступным, простым, ласковым человеком. Все, соприкасавшиеся со Святейшим Тихоном, поражались его удивительной доступности, простоте и скромности. Широкую доступность Святейшего нисколько не ограничивал его высокий сан. Двери его дома всегда были для всех открыты, как открыто было каждому его сердце - ласковое, отзывчивое, любвеобильное. Будучи необыкновенно простым и скромным, как в личной жизни, так и в своем первосвятительском служении, Святейший Патриарх не терпел и не делал ничего внешнего, показного. Но мягкость в обращении Святейшего Тихона не мешала ему быть непреклонно твердым в делах церковных, где было нужно, особенно в защите Церкви от ее врагов.

Дело Патриарха Тихона

Неизмеримо тяжел был его крест. Руководить Церковью ему пришлось среди всеобщей церковной разрухи, без вспомогательных органов управления, в обстановке внутренних расколов и потрясений, вызванных всевозможными «живоцерковниками», «обновленцами», «автокефалистами». Ситуация осложнялась и внешними обстоятельствами: сменой политического строя и приходом к власти богоборческих сил, голодом, Гражданской войной. Это было время, когда отбиралось церковное имущество, когда духовенство подвергалось преследованиям и гонениям, массовые репрессии захлестнули Церковь Христову. Со всех концов России приходили к Патриарху известия об этом.

О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов к гибели ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», - говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.

Для спасения тысяч жизней и улучшения общего положения Церкви Патриарх принял меры к ограждению священнослужителей от чисто политических выступлений. 25 сентября 1919-го года, уже в самый разгар Гражданской войны, он издал Послание с требованием к духовенству не вступать в политическую борьбу.

Заточение и смерть

Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922-го года по июнь 1923-го года находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919-го года и 9 декабря 1923-го года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов.

Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925-го года он совершил последнюю Божественную Литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.

Канонизация и почитание

9 октября 1989-го года Святитель Тихон был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви; он стоит во главе Собора Новомучеников и Исповедников Российских.

19 февраля 1992-го года совершилось обретение святых мощей Патриарха Тихона. Мощи обычно открыто покоятся в Большом Донском соборе Донского монастыря.

Память святителя Тихона Церковь празднует 25 марта (по старому стилю) в день его преставления; а также 26 сентября - день его прославления в лике святых.

В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище - Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время. В 1888 году закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьезных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета - девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре - в иеромонаха.

В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем - плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину - православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ. И такие проводы окружали святителя всю его жизнь. Плакала православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия, где он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых - величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители - креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.

Возглавляя в течение семи лет древнюю Ярославскую кафедру, по возвращении из Америки, святитель Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал монастыри и уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности. С 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой. В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска.

Незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну». Спустя несколько лет пророчество старца сбылось, когда митрополит Московский Тихон жребием был избран Патриархом. В России было смутное время, и на открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нем выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».

Время было такое, когда все и всех охватила тревога за будущее, когда ожила и разрасталась злоба и смертельный голод заглянул в лицо трудовому люду, страх перед грабежом и насилием проник в дома и храмы. Предчувствие всеобщего надвигающегося хаоса и царства антихриста объяло Русь. И под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым Патриархом-мучеником. Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался вопросами: «Доколе можно уступать безбожной власти?» Где грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему православных чад. О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов на гибель ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», - говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.

Как слезно плачет новый Патриарх пред Господом за свой народ, Церковь Божию: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих…» Он призывает русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков”. Для подъема в народе религиозного чувства, по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919 года и 9 декабря 1923 года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов. Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.

Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! - говорит в последней проповеди Апостол Иоанн. - Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно».

В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»

Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи в укрепление ее на предлежащие трудные времена. Покоятся они в большом соборе Донского монастыря.

(31.01.1865–7.04.1925)

Детство, юность, жизнь до принятия монашества

Будущий Патриарх Тихон (в миру Беллавин Василий Иванович) родился в погосте Клин Торопецкого уезда, что в Псковской губернии, 19 января 1865 года. Его отец, Иоанн Тимофеевич, был потомственным Православным священником, и Василий с детства воспитывался, как христианин.

Существует предание (трудно сказать, насколько оно правдоподобно), что отец Василия видел сон, явившуюся ему покойную мать, которая сообщила о судьбе его детей, что одного ждёт обычная жизнь, другой рано умрёт, а третий, то есть Василий, будет прославлен.

В возрасте девяти лет он поступил в местное Торопецкое духовное училище, которое окончил в 1878 году. Затем, оставив родительский дом, продолжил обучение в Псковской духовной семинарии. Как отмечают, учился Василий прилежно. Нередко он помогал знаниями однокурсникам. За его поведение, отношение к окружающим и степенный характер товарищи прозвали его «Архиереем», что, в общем, и исполнилось в будущем. Успешно закончив Псковскую семинарию, Василий поступил в Петербургскую духовную академию. Удивительно, но здесь он опять получил «пророческое» прозвище — «Патриарх».

В 1888 году, в возрасте двадцати трех лет, Василий закончил академию со степенью кандидата богословия, вернулся в Псков и устроился преподавателем в семинарию. На протяжении более чем трех лет он преподавал Догматическое и Нравственное богословие, французский язык.

Приобщение к монашеской жизни. Пастырское служение

В декабре 1891 года, в возрасте двадцати шести лет, Василий, серьёзно обдумав свой выбор, принял постриг. Тогда же он принял и новое имя Тихон, в честь святителя . На следующий день его посвятили в иеродиакона, а немного спустя — в иеромонаха.

В 1892 году отца Тихона назначили на должность инспектора в Холмскую духовную семинарию. Вскоре он удостоился должности ректора и возведения в сан архимандрита. С 1894 года он исполнял обязанности ректора Казанской духовной академии.

В октябре 1899 года иеромонах Тихон был хиротонисан во епископа Люблинского. Спустя год поступил указ о его переводе на другую кафедру. Рассказывают, что местные жители расставались с ним с плачем.

После назначения святителя Тихона епископом Алеутским и Североамериканским, он отбыл к месту служения. Его деятельность на этом посту ознаменовалось как весьма плодотворная: святитель наладил там приходскую жизнь, возводил храмы, много проповедовал, переводил богослужебные книги на английский язык. За время его пастырства Православная Церковь пополнилась рядом американцев, до того принадлежавших к инославным общинам. В знак признания и уважения в памяти местных жителей за ним утвердилась слава апостола Православия.

В 1905 году епископ Тихон удостоился возведения в сан архиепископа.

В 1907 году он занял Ярославскую кафедру. Как и на прочих местах своего архиерейского служения он пользовался заслуженным авторитетом и доверием у вверенной ему паствы. Активно посещал монастыри, служил в разных храмах, включая глухие и отдаленные, куда, порой, ему приходилось добираться то пешком, то на лодке или верхом. Кроме того он был связан участием с ярославским отделением известного общества «Союз русского народа».

В период с 1914 по 1917 год святитель возглавлял кафедру Виленскую и Литовскую. Во время Первой мировой войны, при приближении к Вильно немецких солдат, он перевез в Москву некоторые местные святыни, включая мощи Виленских мучеников. По возвращении продолжал исполнять свой архипастырский долг, посещал лазареты, утешая и увещевая раненых, служил в храмах, которые буквально переполнялись людьми, вдохновлял народ на защиту родного Отечества.

В июне 1917 года архиепископа Тихона избрали на Московскую кафедру с возведением в митрополита.

Революционные годы. Патриаршество

Когда в 1917 году открылся Всероссийский Поместный Собор, на нём был затронут давно наболевший вопрос, требовавший скорейшего разрешения: вопрос о восстановлении патриаршества на Руси.

Должно сказать, что в то время эта идея поддерживалась не только духовенством, но и народом. Помимо внутренних церковных причин, к скорейшему разрешению данного вопроса подталкивала общественная и политическая ситуация, сложившаяся в России. Февральская революция, низвержение монархии, надвигавшийся хаос и прочие обстоятельства привели к острой необходимости, чтобы у Русской Церкви появился единый ответственный руководитель, способный, при помощи Божьей, сплотить своей властью, любовью и мудрой апхипастырской деятельностью духовенство, монашествующих и мирян.

И этой ответственной миссии удостоился митрополит Тихон. Сначала, результате четырех туров голосования, было избрано несколько кандидатов, а окончательный выбор определил жребий. Интронизация Патриарха состоялась 21 ноября, в Кремлевском Успенском соборе.

Несмотря на всё более и более осложнявшуюся обстановку, усиливавшиеся гонения на священнослужителей Патриарх Тихон, как мог, исполнял долг перед Богом, Церковью и собственной совестью. Он открыто служил в храмах Москвы и других городов, возглавлял крестные ходы, осуждал кровавые беспорядки, обличал богоборчество, укреплял веру в людях.

Кроме того, в 1918 году он произнёс анафему на врагов Господа Иисуса Христа (под которыми многие понимали большевиков) и осудил убийство Николая II.

Когда большевики решили одолеть Церковь изнутри, раздробив её на куски, он всеми силами препятствовал осуществлению «обновленческого раскола». Всё это, конечно же, не могло не настраивать против него атеистическую власть.

К 1921 году в результате гражданской войны, засухи в восточных регионах страны в государстве катастрофически не хватало продовольствия, наступил страшный голод. И вот, подобрав удобный момент, под предлогом помощи голодающим власти решили разорить Православные храмы.

В это время Патриарх Тихон обратился за помощью к главам христианских Церквей, находящихся за рубежом, основал Комитет помощи голодающим, благословил сдавать ценности, не имевшие богослужебного значения. Вместе с тем он решительно воспротивился посягательствам на христианские святыни.

Но власти и не думали ослаблять наброшенную было на Церковь удавку. Желая добиться большего успеха на пропагандистском направлении, её обвиняли в алчности, в нежелании помочь страждущим. Прокатилась очередная волна арестов священнослужителей. Вскоре Патриарх был взят под стражу и несколько месяцев, с мая 1922 года по июнь 1923 года, пребывал в заточении. Затем, не найдя очевидных благообразных причин для публичной расправы, богоборцы были вынуждены выпустить святителя на свободу.

Возможно, на это решение повлияло предварительное согласие святителя Тихона на некоторую нормализацию отношений церковного руководства с государственной властью, некоторую отстраненность от «политической борьбы», о чём впоследствии он заявил всенародно. Кроме того, власть оказалась под протестным нажимом английского правительства и вообще западной общественности. Разумеется, Патриарх шёл на уступки под колоссальным давлением и настолько, насколько требовали условия выживания Церкви в тех обстоятельствах, насколько допускала пастырская совесть.

Дальнейшее время святитель Тихон оставался под пристальным надзором. Кроме того, на него было организовано покушение, в результате которого погиб его келейник, Яков Полозов. Сам Патриарх остался жив. Это покушение было завуалировано под разбойное нападение (всего же насчитывают три покушения).

Пребывая в Донском монастыре, Патриарх, несмотря на агрессивное давление извне, совершал богослужения, принимал множество тянувшихся к нему за поддержкой и утешением людей.

25 марта 1925 года, в Праздник Благовещения, шестидесятилетний Патриарх Тихон, предал свой дух Богу. К этому времени Православная Церковь едва оправилась от всех тех напастей, что ей пришлось пережить, и была очень слаба. Но сокрушить дух борьбы за своё право существовать было уже невозможно.

Прощание со святителем длилось несколько дней и сопровождалось толпами людей. Чин погребения происходил при участии десятков архиереев и священников.

После похорон святителя Тихона власти опубликовали от его имени завещание, где содержался ряд угодных им тезисов. Насколько оно и действительно принадлежало авторству Патриарха, сказать трудно. Во всяком случае многие ставили это завещание под сомнение.

Духовное наследие Патриарха Тихона

От Патриарха Тихона до нас дошли некоторые его поучения и послания. В этих произведениях пастырской мысли отражены наставления, касающиеся разных сторон частной христианской и общецерковной жизни, а также идеи догматического характера.

Тропарь Тихону, патриарху Московскому и всея Руси

В годину тяжкую Богом избранный / в совершённой святости и любви Бога прославил еси, / во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя, / положил душу за Церковь, за люди своя, / исповедниче патриарше святе Тихоне, / моли Христа Бога, / Емуже сораспялся еси, // и ныне спасти землю Русскую и паству Твою. Тропарь Прославление

Тропарь на прославление Тихона, патриарха Московского и всея Руси

Апостольских преданий ревнителя / и Христовы Церкве пастыря добраго, / душу свою за овцы положившаго, / жребием Божиим избранного / Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим / и к нему с верою и упованием возопиим: / предстательством святительским ко Господу / Церковь Русскую в тишине соблюди, / расточенная чада ея во едино стадо собери, / отступившия от правыя веры к покаянию обрати, / страну нашу от междоусобныя брани сохрани // и мир Божий людем испроси.

После 1917 года, во многих документах его фамилия писалась как Белавин .