Когда-то давно, в юности, в конце 1980-х годов, я читал эту заметку А.И. Солженицына. То ли в самиздате, то ли уже напечатанную в каком-то перестроечном журнале. И думал: что-то устарела немного. Можно теперь не просто проявлять благое даосское недеяние, а активно действовать!..

Прошли годы. 12 февраля этому тексту исполнилось 40 лет. По-моему, никто из полит.обозревателей об этом не написал.

Отношение к "Жить не по лжи" изменялось подобно маятнику. От запрещения к полному приятию, и обратно, к ненависти и осмеянию. Завидная судьба для произведения! И через 40 лет не утихают круги, вызванные этим кирпичом, брошенным в болото периода застоя. "Неполживый" - это теперь из первых ругательств: это тот, кто недоволен всеми действиями правительства, грантосос, шакалящий у посольств, слуга госдепа, единочаятель голубых...

Я перечитал на днях это небольшое эссе, и считаю, что сегодня оно актуально, как никогда! Можно как угодно относиться к Солженицыну (например как к Сим Симычу Карнавалову, который таки да, въехал на белом коне в Россию - правда, с востока на запад), но он оставил след не только в русской литературе, но и в мировой истории.

Давайте посмотрим на этот небольшой текст (2,5 страницы) с сиюминутной точки зрения.

Когда-то мы не смели и шёпотом шелестеть. Теперь вот пишем и
читаем Самиздат, а уж друг другу-то, сойдясь в курилках НИИ, от души
нажалуемся: чего только они не накуролесят, куда только не тянут нас!

Самая, что ни на есть, блогосфера.

И ненужное космическое хвастовство при разорении и бедности дома; и
укрепление дальних диких режимов; и разжигание гражданских войн; и
безрассудно вырастили Мао Цзе-дуна (на наши средства) - и нас же на
него погонят, и придётся идти, куда денешься? и судят, кого хотят, и
здоровых загоняют в умалишённые - всё «они», а мы - бессильны.

Ненужное зачеркнуть, недостающее вписать: космос заменим на олимпиаду, дикие режимы и Мао - на Украину...

...
- А чем же мы помешаем? У нас нет сил.
...
Как же заставить их послушать нас? Переубедить их - невозможно.
Естественно было бы их переизбрать! - но перевыборов не бывает в нашей стране.

На Западе люди знают забастовки, демонстрации протеста, - но
мы слишком забиты, нам это страшно: как это вдруг - отказаться от ра-
боты, как это вдруг - выйти на улицу?

Все же другие роковые пути, за последний век отпробованные в
горькой русской истории, - тем более не для нас, и вправду - не надо!
Теперь, когда все топоры своего дорубились, когда всё посеянное взошло,
- видно нам, как заблудились, как зачадились те молодые, самонадеян-
ные, кто думали террором, кровавым восстанием и гражданской войной
сделать страну справедливой и счастливой. Нет, спасибо, отцы просве-
щения! Теперь-то знаем мы, что гнусность методов распложается в
гнусности результатов. Наши руки - да будут чистыми!

А вот это уже другие блоггеры, с противоположного конца спектра. И события на Украине заставляют об этом предметно задуматься.

Так круг - замкнулся? И выхода - действительно нет? И остаётся
нам только бездейственно ждать: вдруг случится что-нибудь с а м о?
Но никогда оно от нас не отлипнет с а м о, если все мы все дни
будем его признавать, прославлять и упрочнять, если не оттолкнёмся
хотя б от самой его чувствительной точки.
От - лжи.

А вот тут не соглашусь с классиком. Всё всегда и случается - с а м о. Прогнозисты всегда ошибаются, как бы ни был обоснован их прогноз, потому что будущее нельзя предсказать, но можно построить.

Дальше идет довольно большой кусок о личном неучастии во лжи, который стал уже общим местом в демократическом дискурсе. В конце его автор предлагает простые правила:

- впредь не напишет, не подпишет, не напечатает никаким спо-
собом ни единой фразы, искривляющей, по его мнению, правду;
- такой фразы ни в частной беседе, ни многолюдно не выскажет
ни от себя, ни по шпаргалке, ни в роли агитатора, учителя, воспитателя,
ни по театральной роли;
- живописно, скульптурно, фотографически, технически, музы-
кально не изобразит, не сопроводит, не протранслирует ни одной ложной
мысли, ни одного искажения истины, которое различает;
- не приведёт ни устно, ни письменно ни одной «руководящей»
цитаты из угождения, для страховки, для успеха своей работы, если цити-
руемой мысли не разделяет полностью или она не относится точно сюда;
- не даст принудить себя идти на демонстрацию или митинг, ес-
ли это против его желания и воли; не возьмёт в руки, не подымет транспа-
ранта, лозунга, которого не разделяет полностью;
- не поднимет голосующей руки за предложение, которому не со-
чувствует искренне; не проголосует ни явно, ни тайно за лицо, которое
считает недостойным или сомнительным;
- не даст загнать себя на собрание, где ожидается принудитель-
ное, искажённое обсуждение вопроса;
- тотчас покинет заседание, собрание, лекцию, спектакль, кино-
сеанс, как только услышит от оратора ложь, идеологический вздор или
беззастенчивую пропаганду;
- не подпишется и не купит в рознице такую газету или журнал,
где информация искажается, первосущные факты скрываются.

Как по мне, так почти все правильно, разве нет? Многое, конечно, уже выглядит архаичным, про газеты особенно, а бОльшая часть - так очень даже.

...
Даже этот путь - самый умеренный изо всех путей сопротивле-
ния - для засидевшихся нас будет нелёгок. Но насколько же легче
самосожжения или даже голодовки: пламя не охватит твоего туловища,
глаза не лопнут от жара, и чёрный-то хлеб с чистой водою всегда най-
дётся для твоей семьи.
Преданный нами, обманутый нами великий народ Европы -
чехословацкий - неужели не показал нам, как даже против танков
выстаивает незащищенная грудь, если в ней достойное сердце?

Всё повторяется, не правда ли? Стоит сегодня посмотреть в телевизор. Не забываем, что это писано в 1974 году.

Итак: не первыми вступить на этот путь, а - присоединиться! Тем
легче и тем короче окажется всем нам этот путь, чем дружнее, чем гуще
мы на него вступим! Будут нас тысячи - и не управятся ни с кем ничего
поделать. Станут нас десятки тысяч - и мы не узнаем нашей страны!
Если ж мы струсим, то довольно жаловаться, что кто-то нам не
даёт дышать - это мы сами себе не даём! Пригнёмся ещё, подождём, а
наши братья биологи помогут приблизить чтение наших мыслей и
переделку наших генов.

Концовки как таковой в тексте нет. Я тоже не буду писать никакую мораль - и так всё понятно. Любые стороны найдут себе аргументы.
Читайте классиков. "Просто всё уже было!"

И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня! И это - прорез во мнимом кольце нашего бездействия!

11 декабря 1918 года, 90 летназад родился Александр Исаевич Солженицын русский писатель, публицист, историк, общественный и политический деятель.Предлагаем вашему вниманию статью, написанную А.С. Солженицыным 34 года назад, но и поныне не утратившую актуальность.

Когда-то мы не смели и шёпотом шелестеть. Теперь вот пишем и читаем Самиздат, а уж друг другу-то, сойдясь в курилках НИИ, от души нажалуемся: чего элько они ни накуролесят, куда только ни тянут нас! И ненужное космическое хвастовство при разорении и бедности дома; и укрепление дальних диких режимов; и разжигание гражданских войн; и безрассудно вырастили Мао Цзэдуна (на наши средства) - и нас же на него погонят, и придётся идти, куда денешься? И судят, кого хотят, и здоровых загоняют в умалишенные - все "они", а мы - безсильны.

Уже до донышка доходит, уже всеобщая духовная гибель насунулась на всех нас, и физическая вот-вот запылает и сожжёт и нас, и наших детей, - а мы по-прежнему всё улыбаемся трусливо и лепечем косноязычно:

А чем же мы помешаем? У нас нет сил.

Мы так безнадёжно разчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков - только бы не расстроить своего утлого существования. Не осталось у нас ни твёрдости, ни гордости, ни сердечного жара. Мы даже всеобщей атомной смерти не боимся, третьей мировой войны не боимся (может, в щёлочку спрячемся!), - мы только боимся шагов гражданского мужества! Нам только бы не оторваться от стада, не сделать шага в одиночку - и вдруг оказаться без белых батонов, без газовой колонки, без московской прописки.

Уж как долбили нам на политкружках, так в нас и вросло удобно жить, на весь век хорошо: среда, социальные условия, из них не выскочишь, бытие определяет сознание, мы-то при чём? Мы ничего не можем.

А мы можем - всё! - но.сами себе лжём, чтобы себя успокоить. Никакие не "они" во всём виноваты - мы сами, только мы!

Возразят: но ведь, действительно, ничего не придумаешь! Нам залепили рты, нас не слушают, не спрашивают. Как же заставить их послушать нас?

Переубедить их - невозможно.

Естественно было бы их переизбрать! - но перевыборов не бывает в нашей стране.

На Западе люди знают забастовки, демонстрации протеста, но мы слишком забиты, нам это страшно: как это вдруг -отказаться от работы, как это вдруг - выйти на улицу?

Всё же другие роковые пути, за последний век опробованные в горькой русской истории, - тем более не для нас, и вправду - не надо! Теперь, когда все топоры своего дорубились, когда всё посеянное взошло, - видно нам, как заблудились, как зачадились те молодые, самонадеянные, кто думал террором, кровавым восстанием и гражданской войной сделать страну справедливой и счастливой. Нет, спасибо, отцы просвещения! Теперь-то знаем мы, что гнусность методов распложается в гнусности результатов. Наши руки - да будут чистыми!

Так круг - замкнулся? И выхода - действительно нет? И остаётся нам только бездейственно ждать: вдруг случится что-нибудь само?..

Но никогда оно от нас не отлипнет само, если все мы все дни будем его признавать, прославлять и упрочнять, если не оттолкнёмся хотя бы от самой чувствительной его точки.

Когда насилие врывается в мирную людскую жизнь - его лицо пылает от самоуверенности, оно так и на флаге несёт, и кричит: "Я - Насилие! Разойдись, расступись - раздавлю!" Но насилие быстро стареет, немного лет - оно уже не уверено в себе, и чтобы держаться, чтобы выглядеть прилично, - непременно вызывает себе в союзники Ложь. Ибо: насилию нечем прикрыться кроме лжи, а ложь может держаться только насилием. И не каждый день, не на каждое плечо кладёт насилие свою тяжёлую лапу: оно требует от нас только покорности лжи, ежедневного участия во лжи - и в этом вся верноподданость.

И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!

И это - прорез во мнимом кольце нашего бездействия! - самый лёгкий для нас и самый разрушительный для лжи. Ибо когда люди отшатываются от лжи - она просто перестаёт существовать. Как зараза, она может существовать только на людях.

Не призываемся, не созрели мы идти на площади и громогласить правду вслух, что думаем, - не надо, это страшно. Но хоть откажемся говорить то, чего не думаем!

Вот это и есть наш путь, самый лёгкий и доступный при нашей проросшей органической трусости, гораздо легче (страшно выговорить) гражданского неповиновения по Ганди.

Наш путь: ни в чем не поддерживать лжи сознательно! Осознав, где граница лжи (для каждого она ещё по-разно¬му видна), - отступиться от этой гангренной границы! Не подклеивать мёртвых косточек и чешуек Идеологии, не сшивать гнилого тряпья - и мы поражены будем, как быстро и беспомощно ложь опадёт, и чему надлежит быть голым - то явится миру голым.

Итак, через робость нашу пусть каждый выберет: остаётся ли он сознательным слугою лжи (о, разумеется, не по склонности, но для прокормления семьи, для воспитания детей в духе лжи!), или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих, и современников.

И с этого дня он:
-впредь не напишет, не подпишет, не напечатает никаким способом ни единой фразы, искривляющей, по его мнению, правду;
-такой фразы ни в частной беседе, ни многолюдно не выскажет ни от себя, ни по шпаргалке, ни в роли агитатора, учителя, воспитателя, ни по театральной роли;
-живописно, скульптурно, фотографически, технически, музыкально не изобразит, не сопроводит, не протранслирует ни одной ложной мысли, ни одного искажения истины, которое различает;
-не приведёт ни устно, ни письменно ни одной "руководящей" цитаты из угождения, для страховки, для успеха своей работы, если цитируемой мысли не разделяет полностью или она не относится точно сюда;
-не даст принудить себя идти на демонстрацию или митинг, если это против его желания и воли; не возьмёт в руки, не подымет транспаранта, лозунга, которого не разделяет полностью;
-не поднимет голосующей руки за предложение, которому не сочувствует искренне; не проголосует ни явно, ни тайно за лицо, которое считает недостойным или сомнительным;
-не даст загнать себя на собрание, где ожидается принудительное, искажённое обсуждение вопроса;
-тотчас покинет заседание, собрание, лекцию, спектакль, киносеанс, как только услышит от оратора ложь,идеологический вздор или беззастенчивую пропаганду;
-не подпишется и не купит в рознице такую газету или журнал, где информация искажается, первосущные факты скрываются.

Мы перечислили, разумеется, не все возможные и необходимые уклонения от лжи. Но тот, кто станет очищаться, - взором очищенным легко различит и другие случаи.

Да, на первых порах выйдет не равно. Кому-то на время лишиться работы. Молодым, желающим жить по правде, это очень осложнит их молодую жизнь при начале: ведь и отвечаемые уроки набиты ложью, надо выбирать. Но и ни для кого, кто хочет быть честным, здесь не осталось лазейки: никакой день никому из нас даже в самых безопасных технических науках не обмануть хоть одного из назван¬ных шагов - в сторону правды или в сторону лжи; в сторону духовной независимости или духовного лакейства. И тот, у кого не достанет смелости даже на защиту своей души - пусть не гордится своими передовыми взглядами, не кичится, что он академик или народный артист, заслуженный деятель или генерал, - так пусть и скажет себе: я - быдло и трус, мне лишь бы сытно и тепло.

Даже этот путь - самый умеренный изо всех путей сопротивления - для засидевшихся нас будет нелёгок. Но насколько же легче самосожжения или даже голодовки: пламя не охватит твоего туловища, глаза не лопнут от жара, и чёрный-то хлеб с чистой водой всегда найдётся для твоей семьи.

Преданный нами. Обманутый нами великий народ Европы -чехословацкий, неужто не показал нам, как даже против танков выстаивает незащищённая грудь, если в ней достойное сердце?

Это будет нелёгкий путь - но самый лёгкий из возможных. Нелёгкий выбор для тела - но единственный для души. Нелёгкий путь, - однако есть у нас люди, даже десятки их, кто годами выдерживает все эти пункты, живёт по правде.

Итак: не первыми вступить на этот путь, а - присоединиться! Тем легче и тем короче окажется всем нам этот путь, чем дружнее, чем гуще мы на него вступим! Будут нас тысячи - и не управятся ни с кем ничего поделать. Станут нас десятки тысяч - и мы не узнаем нашей страны!

Если ж мы струсим, то довольно жаловаться, что кто-то нам не дает дышать - это мы сами себе не даём! Пригнёмся ещё, подождем, а наши братья биологи помогут приблизить чтение наших мыслей и переделку наших генов.

Если и в этом мы струсим, то мы - ничтожны, безнадёжны, и это к нам пушкинское презрение:

К чему стадам дары свободы?
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Александр Исаевич СОЛЖЕНИЦЫН,

Падение режима неизбежно. И любой частный и порядочный человек, геи и демократический журналист понимает это. Отлично это понимает и Влад Путин. Поэтому и держит всегда вертолет наготове на крыше Лубянке, готовый увезти диктатора в Северную Корею. В Кремле царят такие панические настроения, что Путин даже не стал записывать новогоднюю речь. Еще пару недель и Марш Свободы, главным лозунгом которого является лозунг трактира «Матрешка» - за вашу и нашу свободу, и кремлевская банда в судорогах разбежится как тараканы, освобождая место по-настоящему демократическим деятелям.

Говорят, у оппозиции нет плана действий после падения режима. Потому что белоленточники занимаются посиделками в Жан-Жаке, отжигами в гей-клубах и публичными сеансами онанизма на заседаниях КС. Это не так. Третьего дня Политбюро ЦК КПСС на закрытом пленуме в трактире «Матрешка» устроило мощный мозговой шторм, на котором размышляло о России и о судьбах. На котором в том числе решалась и судьбах постпутинской России. И был составлен конкретный план действий, так сказать дорожная карта новой демократической страны.

Во-первых, осуществление массовых люстраций. Агенты КГБ и сочувствующие должны быть разоблачены и люстрированы, согласно спискам люстрации. Главная ошибка Ельцина после падения Империи Зла – отказ от люстрации как в странах Восточной Европы. Не были изоблачены коммунисты и лубянские провокаторы, что привело к возрождению КГБ в дальнейшем. Люстрации должны быть проведены с максимальной скоростью и размахом. Лучше повесить на столбах десять невиновных, чем дать уйти одному агенту КГБ.

Во-вторых, строительство Лагерей Свободы. Путинские тюрьмы и концлагеря должны быть разрушены до основания, как символ режима, все узники освобождены. Но в связи с массовыми люстрациями потребуется множество демократических концлагерей – Лагерей Свободы. Строительство Лагерей Свободы позволит решить проблему безработицы, так как на один путинский ГУЛАГ планируется постройка двух Лагерей Свободы. Ведь каждый, кто голосовал за Влада Путина должен будет, искупить свой грех ударным трудом на благо демократии и пожертвованием своих органов страдающим из цивилизованных стран.

В-третьих, решение экологических проблем. Борьба Жени Чириковой за Химкинский лес наглядно показала ужасающую экологическую атмосферу в этой стране. Дикая Россия плюет на тенденции в западных странах и продолжает варварски эксплуатировать атомные электростанции. Закрытие АЭС – приоритет в экологической политике обновленной России. Активисты Гринпис предлагают заменять их на биореакторы. Одним махом решая проблему утилизации быдла, пермских токарей и анчоусов, делая мир чище и светлей. Окончательное решение энергетического кризиса – закупка дров у Эстонии, Литвы и Латвии. Также необходимо будет уничтожить все производства и засадить на их месте дубы-колдуны и пасеки.

В-четвертых, выплата компенсаций за Холокост, Голодомор, а также многовековую оккупацию. Платить и каяться – должно стать новой национальной идеей демократической России. Цивилизованные люди умеют признавать свои грехи и достойно выплачивать компенсации наследникам угнетенных предков.

В-пятых, вознаграждение по заслугам совестливой интеллигенции. Белоленточная оппозиция, либеральная интеллигенция, хипстеры и гражданские активисты должны быть вознаграждены за все усилия по борьбе с режимом. В России много земли, почему она будет простаивать без дела? Массовая раздача поместий, усадьб, гешефтов, должностей бургомистров и гауляйтеров будет достойным вознаграждением правозащитникам и диссидентам. Возрождение дворянских титулов позволит закрепить достижение демократии. Князья, графы, бароны, виконты и маркизы смогут тихо и застенчиво управлять поголовьем черни и быдла. Естественно, возникает вопрос, что грантов на всех не хватит. Люстрационные списки и самолюстрации позволят вскрыть затаившихся провокаторов КГБ, прячущих свое грязное мурло под личиной хипстера или гея.

В-шестых, роспуск и люстрация тоталитарной армии. Русская армия всегда являлась символом угнетения и террора цивилизованных народов. Своей оккупационной поступью нарушая покой различных стран, вынужденных соседствовать с Мордором. Разоружение и передача СЯС под контроль оплота свобода позволит решить эту страшную проблему.

В-седьмых, возрождение великой России. Не секрет, что нынешние размеры этой страны – результат многовековой оккупации и геноцидов, холокостов и голодоморов покоренных народов. Варварская эксплуатация колоний должна навсегда уйти в прошлое. Справедливость должна восторжествовать – и все угнетенные получить максимальный суверенитет. Чтобы поднять уровень жизни населения нужно на место одной дикой России создать 20-30 благовоспитанных Швейцарий – Помория, Ичкерия, Идель-Урал, Казакия, Ингерманландия, вольготную Сибирь, Дальневосточная республика, вильный Татарстан, самостийный Башкортистан, Русь Московская и т.п. Чтобы окончательно лишить возможность чекистского реванша, территории с обилием природных ресурсов должны быть переданы под контроль мирового сообщества.

В-восьмых, полное уничтожение православного мракобесия. Мы живем в 21-м веке и РПЦ с её побасенками должна быть полностью упразднена. Официальными религиями должны стать учения Свидетелей Иеговы, сайентологов и адвентистов седьмого дня. Также должна быть разрешена и одобрена деятельность Аум-Сенрике и секты свидетелей Ходорковского. Тоталитарные церкви должны быть взорваны, а на их месте построены уютные и светлые дома молитв, оснащённые детекторами лжи для предотвращений мыслепреступлений.

Эти первые восемь шагов позволят осуществить плавный переход от тоталитарной диктатуры к демократической модели общества. Ведомого Креативной Партией Свободы Совести под предводительством мудрых вождей трактира «Матрешка». Ведь жить нужно не по лжи. За вашу и нашу свободу. Избавление близко. Эх заживем! В небе Боннэр, на земле Хайкин, в воде Шестой флот. На Павелецком вокзале доктор Лиза, а в КС аналитик Наганофф. Мы здесь власть. Так победим!

С уважением, Лев Щаранский.

18 сентября 1990 года «Литературная газета» и «Комсомольская правда» опубликовали эссе Александра Солженицына «Как нам обустроить Россию». В этой работе автор изложил свои взгляды на сложившуюся в стране ситуацию, оценил будущее государства и осчастливил народ рядом ценных реформаторских предложений.

Если бы речь шла о творении какого-нибудь русофобствующего диссидента благополучно забытого к сегодняшнему дню, то вышеназванное эссе вспоминать не было бы никакой нужды. Увы, автор инструкции по обустройству России – не сгинувший в безвестности антисоветчик. Здесь речь идет о знаменитом писателе, чьи произведения включены в школьную программу, лауреате Нобелевской премии и едва ли не символе диссидентского сопротивления. Многолетняя пропаганда внушила массам, будто Солженицын – безусловный нравственный ориентир, эдакий Лев Толстой нашего времени и вообще едва ли не совесть всей нации.

О чем конкретно писала совесть нации, говорят меньше, а между прочим, беседа могла бы получиться чрезвычайно занимательной. Взять хотя бы это самое эссе. Даже прочтения одной лишь первой страницы достаточно, чтобы всерьез засомневаться, что ее автор – прославленный гигант мысли. И стиль, и слог, и логика этой работы скорее подошли бы какому-нибудь современному черносотенствующему и полуобразованному попу-мракобесу. Естественно, процитировать все многостраничное эссе здесь мы не можем, но о некоторых его фрагментах умолчать просто невозможно. Итак, вот какие мысли родил мозг совести нации :

«Семьдесят лет влачась за слепородной и злокачественной марксо-ленинской утопией, мы положили на плахи или спустили под откос бездарно проведенной, даже самоистребительной, «Отечественной» войны - треть своего населения». Мы лишились своего былого изобилия, уничтожили класс крестьянства и его селения, мы отшибли самый смысл выращивать хлеб, а землю отучили давать урожаи, да ещё заливали её морями-болотами. Отходами первобытной промышленности мы испакостили окружности городов, отравили реки, озёра, рыбу, сегодня уже доконечно губим последнюю воду, воздух и землю, ещё и с добавкой атомной смерти, ещё и прикупая на хранение радиоактивные отходы с Запада. Разоряя себя для будущих великих захватов под обезумелым руководством, мы вырубили свои богатые леса, выграбили свои несравненные недра, невосполнимое достояние наших правнуков, безжалостно распродали их за границу. Изнурили наших женщин на ломовых неподымных работах, оторвали их от детей, самих детей пустили в болезни, в дикость и в подделку образования. В полной запущи у нас здоровье, и нет лекарств, да даже еду здоровую мы уже забыли, и миллионы без жилья, и беспомощное личное бесправие разлито по всем глубинам страны, - а мы за одно только держимся: чтоб не лишили нас безуёмного пьянства».

И этот человек призывал нас жить не по лжи, всячески рядился в тогу подлинного русского писателя, истинного патриота и, как никто другой, умел принимать образ скорбного мудреца-страдальца, если оказывался в объективе фотокамеры. А между тем, едва ли не все, что сказано в процитированном отрывке, ложь. Даже Великая Отечественная война у него, видимо, не Отечественная, так как слово это забрано в кавычки, что должно намекать читателю на мнимую несуразность такого определения.

А чего стоят реплики про «бездарно проведенную» войну и «потерю трети населения»! Им и по сей день аплодирует наша либеральная и консервативно-клерикальная общественность, не желающая слушать доводов историков, еще в 1993 году установивших , что СССР в войне с немцами потерял 6,3 млн военнослужащих. Рейх потерял 6,5 млн – то есть БОЛЬШЕ нас. Что касается потерь мирного населения, то не может советская власть быть ответственна за гибель гражданских лиц, которых бомбили немецкие самолеты, а на оккупированных территориях уничтожали эсэсовцы.

Но вымыслами о войне знаток обустройства России, конечно же, не ограничивается . Из под его пера выходит не анализ реальной обстановки в СССР, а скорее картина локального Апокалипсиса, где ко всем ужасам добавляется еще и залив земли «морями-болотами». Намек, вероятно, на многочисленные гидроэлектростанции, построенные советской властью, так как чекистам было неудобно расстреливать миллиарды людей в кромешной темноте.

Непонятно также, какие природные ресурсы Россия продает сегодня, ибо, если верить Солженицыну, недра у нас «выграблены», а леса вырублены. Кроме того, демонстрируя безукоризненное владение грамотной русской речью, Александр Исаевич пишет, что «детей пустили в болезни, в дикость и в подделку образования».

Не хотелось бы повторять банальности, но вообще-то именно во времена СССР народ научился читать и писать. В обожаемой Солженицыным царской России грамотных было меньше 30 процентов .

«Пробуждающееся русское национальное самосознание во многой доле своей никак не может освободиться от пространнодержавного мышления, от имперского дурмана, переняло от коммунистов никогда не существовавший дутый «советский патриотизм» и гордится той «великой советской державой», которая в эпоху чушки Ильича-второго только изглодала последнюю производительность наших десятилетий на бескрайние и никому не нужные (и теперь вхолостую уничтожаемые) вооружения, опозорила нас, представила всей планете как лютого, жадного, безмерного захватчика - когда наши колени уже дрожат, вот-вот мы свалимся от бессилия. Это вреднейшее искривление нашего сознания: «зато большая страна, с нами везде считаются», - это и есть, уже при нашем умирании, беззаветная поддержка коммунизма. Могла же Япония примириться, отказаться и от международной миссии и от заманчивых политических авантюр - и сразу расцвела».

Не хочет ли писатель сказать, что и нас следовало бы в прошлом замирить так же, как и Японию? Если так, то он должен был понимать, что в такой ситуации двумя атомными бомбами дело бы не ограничилось. Впрочем, он понимал, и еще как. Хорошо известны его призывы к американцам «прийти и вмешаться» и провокационные речи об СССР как о мировом зле, которое якобы «полно решимости уничтожить ваш (американский – прим.ред. ) строй» .

Как показало время, для уничтожения строя не понадобились натовские бомбардировщики. Страна развалилась усилиями собственных героев, к числу которых относится и Солженицын, роль коего состояла, конечно же, не в практическом участии, а в идеологическом обосновании разрушения. Долго и мутно внушая читателям, что те должны отказаться от имперского мышления, автор в итоге доказывает, что даже если ряд обозначенных им союзных республик и откажутся отделяться, то России самой надо отрезать их от себя.

«Итак, объявить о несомненном праве на полное отделение тех двенадцати республик - надо безотлагательно и твёрдо. А если какие-то из них заколеблются, отделяться ли им? С той же несомненностью вынуждены объявить о нашем отделении от них - мы, оставшиеся».

Что это, если не предательство? Что будет с теми миллионами русских, которые останутся в отделившихся странах?

«Перед миллионами людей встанет тяжелый вопрос: оставаться, где они живут, или уезжать? - а это связано с разорением всей их жизни, быта и нуждою в значительной помощи. Куда ехать? где новый кров? как дожить до новой работы? Это должно стать не личной бедой, а заботой вот этих комиссий экспертов и государственных компенсаций. И каждое новосозданное государство должно дать чёткие гарантии прав меньшинств».

Интересно, что сказали бы Солженицыну сегодня русскоязычные граждане и «неграждане» Прибалтики, Туркменистана и ряда других бывших союзных республик? Александр Исаевич ругает Брежнева чушкой, что на блатном наречии означает нечистоплотного, неопрятного, не следящего за своим внешним видом человека. В таком случае эксперта по обустройству России многие с полным правом тоже могли бы назвать чушкой в нравственном отношении.

За личиной же сострадающего народу гиганта мысли мы без труда угадываем банального пропагандиста капитализма.

«Независимого гражданина не может быть без частной собственности», – вот к чему ведет свои путанные рассуждения лауреат Нобелевской премии, постоянно оговариваясь о необходимости недопущения монополизации, хищнического капитализма и прочих НЕОТЪЕМЛЕМЫХ свойств рыночной экономики.

Однако не только отсутствие частной собственности мешает русскому человеку жить счастливо.

«И такая ж неотсрочная наша забота - школа. Сколько мы выдуривались над ней за 70 лет! - но редко в какие годы она выпускала у нас знающих, и то лишь по доле предметов, да и таких-то - только в отобранных школах крупных городов, а Ломоносову провинциальному, а тем более деревенскому - сегодня никак бы не появиться, не пробиться, такому - нет путей (да прежде всего - «прописка»). Подъятие школ должно произойти не только в лучших столичных, но - упорным движением от нижайшего уровня и на всех просторах родины. Эта задача - никак неотложнее всех наших экономических. Школа наша давно плохо учит и дурно воспитывает».

Нет, определенно название для своего эссе человек с говорящей фамилией Солженицын выбрал крайне неудачное. Исходя из того, что родил его «ум», более подходящим названием было бы «Справочник пропагандиста для детей дошкольного возраста», ибо лишь эрудицией детсадовского несмышленыша надо обладать, чтобы поверить этому пасквилю.

Советские школы и вузы, славившиеся чрезвычайно высоким уровнем получаемого там образования, выпустившие сотни и сотни тысяч высокопрофессиональных специалистов, до сих пор востребованных на Западе, по Солженицыну, оказывается, «редко выпускали знающих». Остается только гадать, что творилось в сознании людей позднесоветской и ранней постсоветской поры, когда они читали подобную клевету и верили в нее, хотя сама окружавшая их реальность опровергала Солженицына и ему подобных.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что советская система была безукоризненной или что сталинизм не совершал преступлений. Однако почему ради красного критического словца оказывалось так необходимо бессовестно лгать, демонстрируя невежество и нравственную деградацию? Варлам Шаламов, описывая историю своих страданий, смог обойтись без лжи. Ему не понадобилось выдумывать ахинею, чтобы заставить читателя ужаснуться описанному в тех же «Колымских рассказах». Суровый, строгий и по-настоящему литературный слог Варлама Тихоновича контрастирует с каменистой, неповоротливой, переполненной бесконечно умножающимися выдуманными словами-мутантами речью Солженицына. Увы, именно последний вознесен на пьедестал, а про Шаламова вспоминают все реже и реже. Его лавры присвоены предателем, клеветником и… антидемократом! Последний факт особенно важен, так как восхищение, которым одаривают Солженицына либералы, очень уж странное явление. Вот что пишет нобелевский лауреат:

«Когда в 1937 Сталин вводил наши мартышечьи «выборы» - вынужден был и он придать им вид всеобщего-равного-прямого-тайного голосования («четырёххвостки»), - порядок, который в сегодняшнем мире кажется несомненным как всеобщий закон природы… С 1918 сползла (sic ! – прим. ред.) ко всеобщему избирательному и Англия. Достоевский считал всеобщее-равное голосование «самым нелепым изобретением XIX века». Во всяком случае, оно - не закон Ньютона, и в свойствах его разрешительно и усумниться. «Всеобщее и равное» - при крайнем неравенстве личностей, их способностей, их вклада в общественную жизнь, разном возрасте, разном жизненном опыте, разной степени укоренённости в этой местности и в этой стране? То есть - торжество бессодержательного количества над содержательным качеством. И ещё, такие выборы («общегражданские») предполагают неструктурность нации: что она есть не живой организм, а механическая совокупность рассыпанных единиц. «Тайное» - тоже не украшение, оно облегчает душевную непрямоту или отвечает, увы, нуждам боязни».

Протоиерей Дмитрий Смирнов такую позицию бы одобрил. Нормальному человеку это сделать сложнее. Идол диссидентства демонстрирует здесь, во-первых, полное непонимание самой сути демократии, а во-вторых занимается весьма низкосортной демагогией, призывая ввести для избирателей ценз оседлости и создать крайне сомнительную систему демократии малых пространств, с земствами и думой, составленной из представителей сословий!

С другой стороны, это как раз неудивительно. Человек, который, по меткому замечанию Шаламова, занимался деятельностью дельца, «направленной узко на личные успехи со всеми провокационными аксессуарами» , блистал, обличая Советский строй под аплодисменты из вражеского лагеря. Однако же едва он стал, как сказали бы сегодня, выдвигать позитивную программу, как публично обнаружил собственное интеллектуальное убожество, банальность мысли, историческую безграмотность и неспособность быть творцом. Последним он мог лишь казаться. Эссе «Как нам обустроить Россию» – не единственное тому доказательство.

Сен 18, 2015 Кирилл Волгин

ЖИТЬ НЕ ПО ЛЖИ

Если человек лжёт, то он сам не замечает, что лжёт и самому себе. Сам себе лжёт и сам себе верит. И таким образом человек уподобляется бесам, которые тоже постоянно лгут: лгут себе и окружающим. Сами себе лгут и сами себе же и верят.

И в таком состоянии, в состоянии вечной лжи: любовь невозможна. Невозможна любовь ни к Богу, ни к ближнему. Как можно любить ближнего и постоянно ему лгать? Это: не любовь. А кто ближнего не любит: тот и Бога, Создавшего его, не любит. Потому что человек есть образ Божий. Кто образ не любит: тот и Первообраз не любит.

Поэтому девиз Солженицына: «жить не по лжи» для нас, православных, как никогда актуален. Другое дело, что, может быть, он сам своему девизу не всегда следовал.

Но девиз правильный.

Только если жить не по лжи: только тогда можно любить Бога и ближнего по Заповеди. Бог не лжёт никогда. Никто ещё за всю историю не смог уличить Бога во лжи. Бог есть Истина. Христос даже и не шутил никогда за всё Евангелие, потому что шутка: недостойна Бога, Который есть Сама Истина.

Бог правдив. Правдив до конца. Никто не смог уличить Христа во лжи. И Бог Праведен и Свят. И Бог: есть Любовь. Совершенная Любовь. И не мог бы Он быть Совершенною Любовью, если бы лгал хоть иногда, если бы солгал хоть раз. Бог: кристально честен. И только поэтому Он может так любить.

Бог-Отец любит Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Бог-Сын любит Бога-Отца и Бога-Духа Святого. Бог-Дух Святой любит Бога-Отца и Бога-Сына. И эта Троическая Любовь изливается через край и наполняет весь мiръ, всё Божие творение.

Вы можете себе представить, братие и сестры, чтобы Одно из лиц Святой Троицы лгало Другому Лицу? Сама мысль об этом кощунственна. Совершенная любовь лгать не может. Бог: Праведен. А Праведен: значит: Правдив. Ибо это: слова однокоренные. В Боге нет никакой лжи, никакого лицемерия.

За что Христос безпощадно обличает книжников и фарисеев в течение всей Евангельской Истории? За лицемерие. Бог не терпит лицемерия. Он не терпит лицемерия, потому что ненавидит ложь. Бог любит нас, людей и ненавидит в нас ложь.

Поэтому: если мы хотим приблизиться к Богу: нужно приближаться к Нему путём правды. Правда: это и есть праведность. Кто праведен, тот и правдив. Если мы хотим спастись: нам нужно жить не по лжи. И так мы сможем приблизиться к Богу и к идеалу святости.

Все Святые Угодники Божии были правдивы. И они и сейчас правдивы, потому что Святые не умирают. И они приблизились к Богу: насколько смогли, путём праведности, путём правды. Если мы хотим приблизиться к Богу, нужно и нам жить не по лжи.

Бог Свят и нет неправды в Нём. Если мы хотим приблизиться к идеалу любви, нам нужно тоже жить не по лжи. Если мы хотим, чтобы между нами была любовь: любовь в семьях и между друзьями: нам нужно стараться поменьше лгать.

Грех всегда прикрывается ложью в своё оправдание. Прикрывается: потому что грех неблаговиден. И чем человек грешнее, тем больше он лжёт. Тем дальше он от любви, тем дальше он от Бога.

Наше время: лукавое время. Слово «лукавый» означает «кривой». И это: имя самого диавола. Потому что он: кривой, криводушный.

Мы живём в последние времена. И знаменем последних времён стала ложь, кривда. Ложь: родная среда для бесов. Они в ней живут как рыба в воде. диавол: лжец и отец лжи. И чем больше мы лжём, тем мы ближе к диаволу. И чем больше мы говорим правду и поступаем по правде, тем мы ближе к Богу.

Кто любит ложь, тот к Богу не идёт. Потому что Бог: есть Свет. А при свете вся ложь и обнаружится. Поэтому: если человек лжёт, то ему комфортно забиться в тёмный угол, как таракану и там сидеть.

Зачем любящему ложь идти к Богу, идти к Свету? Но тогда уж, извините меня: счастья нам не видать. Потому что без Бога счастье невозможно. Слова «счастье» и «Причастие» однокоренные.

Почему многие люди не верят в Бога? Одна из причин: Бог есть Свет. А в темноте комфортнее грешить. Или выбирают религию попроще: которая не так сияет, как Православие. Или принимают Православие и тут же начинают его искажать. А всё почему? Потому что им комфортнее в темноте или в полутьме.

Но, в конце концов, придётся что-то выбирать одно: или быть с Богом: а значит быть с Истиной, потому что Бог есть Истина; или сидеть в комфортном полумраке: но значит: с лукавым. Третьего не дано. Всё идёт к тому, что Бог даст вкусить «гностикам» от плодов их ереси: от плодов их лжи. А плоды эти: вечные муки и здесь уже на земле: начало этих вечных мук. Вы утверждаете, что в принятии чипов нет ничего страшного?

Извольте откушать этого «не страшного». Приятного аппетита!