17 декабря Святая Православная Церковь молитвенно воспоминает честные страдания невесты Христовой, славной великомученицы Варвары. Это престольный день Святогорской Лавры, один из приделов Успенского собора, которой освящён в честь угодницы Божией Варвары и мученицы Татианы. В День памяти святой предлагаем вашему вниманию слово похвалы Святогорского наместника славному подвигу невесты Христовой Варвары.

«Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши, и яко птица избавися от них, помощию и оружием Креста, всечестная» (Тропарь, глас 8).

Так восхваляет Святая Православная Церковь ныне празднуемую память угодницы Божией, святой великомученицы Варвары, которая жила так далеко от нас по времени, но так близка к нам, когда мы молитвенно призываем её на помощь.

В начале IV века жила святая великомученица Варвара, и её мученический подвиг, это был как бы венец всему мученичеству, которое уже прекращалось, потому что заря нового христианского государства ― и Византийского, и Римского восходила над вселенной. Уже почти что перед окончанием гонений на христиан пострадала святая великомученица. И пострадала таким образом, что зачастую любящее христианское сердце с умилением взирало на её подвиг девственной чистоты и твёрдого мученического исповедания.

Город Илиополь ― местность теперешней Сирии, там находился этот город, тогда ещё населённый преимущественно язычниками. Но уже было проповедовано христианство, и множество христиан, хотя и тайно исповедовавших свою веру, жило в этом городе. Отец Варвары, который остался вдовцом, был язычником, и сама Варвара очень рано осиротела. Взирая на красоту своей дочери и ревнуя этой красоте неразумной ревностью родительской, он не хотел, чтобы красота эта была кем-то другим созерцаема. И отец соорудил для будущей великомученицы ― для своей дочери, башню, на вершине которой были её покои и комнаты, где она с одной лишь служанкой проживала.

«Она возрастала в чистоте, поучаясь премудрости из окружающей природы»

Неразумная родительская ревность и любовь сделали затворницу из великомученицы Варвары ещё с юности. Но всё это было, видимо, по промыслу Божию, потому что благодаря этому она не растлилась среди языческого общества. Пребывая в чистоте, в целомудрии, созерцая лишь красоту природы вокруг и только своего родителя, да служанку, она зачастую размышляла: «Кто же создал всю эту красоту (которая там ― за окнами, за стенами её добровольного затвора находится)? Кто же создал это прекрасное солнце, небо, эту природу?». И когда она спрашивала у служанки, та отвечала: «Боги, которых почитает твой отец». Отец же был идолопоклонник, который почитал не только идолов языческих, но и светила, сотворённые Богом: солнце, луну, воздавал им честь как богам. Но она, взирая на них, не понимала, как это медные идолы, которых почитает отец, могут создать этот мир, когда сами созданы руками художника? Как само солнце, которое подчинено определённому закону, который установил явно Тот, кто выше солнца, может быть почитаемо за Бога? Варвара зачастую задумывалась об этом, и так она возрастала в чистоте, поучаясь премудрости из окружающей природы.

В своё время преподобный Антоний Великий, который не умел читать и писать, когда к нему обращались и спрашивали: «Отче, откуда ты берёшь ту премудрость, которую проповедуешь», показывал одной рукой на небо, другой на землю, говоря: «Из красоты мироздания, из того, как всё премудро создано я познаю мудрость, величие и любовь Творца, и это есть источник моей проповеди». Так и великомученица Варвара, она сама себе проповедовала, умножая премудрость свою от видимых, сотворённых Богом, окружающих её творений.

И вот отец великомученицы Варвары решил обручить её и предложил ей избрать себе супруга для будущего замужества. Но полюбившая уединение, полюбившая размышления наедине, полюбившая девственную чистоту не хотела сочетаться браком. И даже когда отец стал настаивать, она строго сказала: «Если будешь понуждать меня к этому, то я лучше умру смертью, и не будет у тебя единственной дочери, но браком не сочетаюсь». И тогда отец пошёл на хитрость. Отъехав по делам своим на дальнее расстояние, он разрешил великомученице Варваре выходить из затвора и общаться со своими сверстницами, надеясь, что подруги, молодые девушки, говоря о молодых своих каких-то устремлениях, о своих женихах как-то и сердце Варвары расположат к этому. Уезжая, он заповедал рабочим построить баню, в которой должны были быть два окна в честь двух светил ― солнца и луны.

Принятие Святого Крещения

Но великомученица Варвара, умудрённая самим Богом, искала и подруг соответственно своей чистоте и своей премудрости. Она познакомилась с девушками-христианками, которые не только рассказали ей о Боге, но и пригласили пресвитера, который и крестил её там же, у неё дома. Выходя из купели крещения, она пальцем своим начертала на мраморной стене крест. И мрамор растопился под её пальцем как воск. А на мраморной ступени купели, из которой она выходила, отпечаталась её стопа в знамение силы Божией, которая почивала на сей избраннице Господней.

Ещё в XII веке игумен Даниил, ходивший по святым местам, пишет, что он в Илиополе видел и ту купель крещальную, видел и крест, начертанный на мраморе, расплавившийся как воск, и видел стопу великомученицы Варвары. Это впоследствии завоевания крестоносцев, сарацин, арабов разрушили эту святыню. А с IV до XII века эта святыня, знамение силы Божией, знамение святости великомученицы, пребывали во свидетельство всем.

И вот, возвращается отец и вдруг видит, что баня, которую он повелел соорудить с двумя окнами, сооружена с тремя окнами. Он призвал мастера и выговорил ему строго за нарушение его указания. И тот сказал: «Дочь твоя приказала сделать три окна». Призвал он и Варвару, со строгостью требуя отчёта, почему она нарушила родительское благословение? Она ему сказала: «Три лучше, чем два», ― и начала проповедовать о Святой Троице. Ревностный язычник вскипел от злобы и ненависти к своей родной дочери. Услышав, что она ― христианка, он в злобе и ненависти бросился на неё, но Варвара уклонилась от него и бежала от своего родного отца, который, казалось, так её любил и так ревновал, любя свою дочь. Она бежала не от того, что боялась наказания и смерти, она бежала как христианка, вооружённая премудростью. Она думала, что уклонится сейчас от истязаний отца, а он через какое-то время одумается, придёт в себя и будет опять таким же любящим отцом. Она как бы давала отцу время прийти в себя, раскаяться в мгновенной вспыльчивости, раздражительности, но не так-то было.

Гнев Диоскора был страшен. И тогда она, видя, что уже не успевает убежать от отца, взмолилась к Богу и скала, находящаяся перед ней, расступилась. Войдя в расщелину скалы, она скрылась от своего отца, и только пастух, видевший, как она скрылась, сказал догонявшему родителю на его вопрос, куда скрылась великомученица Варвара. Предание церковное и житие великомученицы говорит, что за то, что выдал Варвару отцу, пастух превратился в каменный столб. Отец же извлачил за власы свою дочь и с побоями влёк её домой. Но никакие уговоры и угрозы не могли поколебать её уверенности в истинности христианской веры.

Исповедание веры даже до крови

Тогда отец, по слову Священного Писания: « Предаст же брат брата на смерть, и отец ― детей» (Мк. 13:12) , ― отдаёт её на истязание градоначальнику. Страшные муки претерпевает великомученица Варвара. Её сначала бьют воловьими жилами так, что кровь окропляет землю, раны растирают волосами и черепками, затем привязывают на дереве, строгают когтями, бьют молотом по голове, отрезают ей девственные сосцы, и наконец обнаженную водят по городу на позор и поругание всем язычникам. Стыдясь своей обнаженной девственной чистоты, она взмолилась Богу, и Господь покрыл её, как мглою, неким облаком, скрывши её пречистое тело от нечистых взоров и от грязных помыслов. Не добившись раскаяния, видя, что её твердость и чудеса, творимые ею во время истязаний, привлекают многих сострадать ей, так что уже и люди обвиняли отца в жестокости, и одна из христианок, мученица Иулиания, воскликнула из толпы, обличая жестокость отца и градоначальника (за что тоже была мучима вместе с великомученицей Варварой, и вместе с ней и приняла мученическую смерть, только святая великомученица Варвара была влекома на казнь родным отцом), отец отсёк ей пречестную главу. А мученицу Иулианию казнил воин.

«Любовь её была как любовь Христа: она подражала Христу любовью своею»

Но перед казнью своей великомученица Варвара испросила время для молитвы. О чём же молилась эта юная девушка? Может о том, чтобы с твёрдостью перенести страдания, или о том, чтобы Господь не лишил её Небесного Царствия, или о том, чтобы Господь естественный страх погасил ей перед страшными муками и кровавой смертью, кровавой казнью. Подумайте, о чём молилась великомученица Варвара? Она молилась о христианах, своих последователях, прося у Бога: «Господи, даруй, чтобы человек, который почитать будет моё имя, и почитать мою память сподоблялся христианской кончины, причастной Святых Христовых Таин.

Любовь её была как любовь Христа: она подражала Христу любовью своею. Помните, как Господь, на кресте вися, и терзаемый, и мучимый, говорил: «Отче, отпусти им: не вeдят бо что творят» (Лк. 23:34) ? Так и велкомученица Варвара ― её мучают, а она: «Господи, сподоби христиан скончать по-христиански житие свое, сподоби их причаститься Святых Христовых Таин». Конечно, такая молитва была услышана. И великомученице Варваре была дана Богом благодать ― избавлять от внезапной смерти, от моровых поветрий, сподоблять христиан христианской кончины, Святых Христовых Таин причастных.

Честные мощи святой великомученицы

Мощи святой великомученицы Варвары одним христианином города Илиополя были положены вместе с мощами мученицы Иулиании в драгоценные раки, над которыми, над местом их погребения, была построена церковь в честь великомученицы. Впоследствии мощи великомученицы были перевезены в Константинополь. А в XI веке князь Изяслав Киевский породнился с Византийскими императорами, взявши себе в супруги императорскую сестру ― Варвару, которая, уезжая в Киев из Константинополя, упросила своего брата, императора, дать мощи своей покровительницы, Варвары, как бы в приданое ей. И она привезла мощи святой великомученицы к нам на Святую Русь. Положены они были в Михайловском Златоверхом монастыре, который построил князь Изяслав, в крещении Михаил. Эти мощи лежали в этом монастыре до Батыева нашествия.

Когда было Батыево нашествие, и Михайловский храм был разорён, как и весь Киев, мощи великомученицы перед нашествием скрыли под ступенями лестницы, ведущей на хоры. После Батыева нашествия, после того, как Киев вновь возобновился как город из разрухи, из праха и пепла, мощи великомученицы опять обрели, и они так же возлежали в этом же Михайловском соборе Михайловского монастыря.

В XVIII веке было дивное исцеление, дивное чудо помощи великомученицы Варвары, явленное всем киевлянам. Город Киев и окрестные страны страдали от страшной моровой язвы, множество народа умирало. Ворота Михайловского монастыря были распахнуты для всех. Все люди входили, молились у мощей великомученицы Варвары, и в монастыре не умер ни один человек. И те, кто прикладывался, прося великомученицу Варвару о помощи, также не болели, а заболевшие получали исцеление. Такой же точно случай во время морового поветрия был и в 1780-м году, и во время холерного мора. И народ привык притекать к святой великомученице за помощью, зная, что она поможет, что она услышит.

«Молим святую великомученицу Варвару, чтобы она эту язву на теле нашего Отечества уничтожила, разделяющую наш народ»

В советский период, когда Михайловский монастырь был разрушен, мощи великомученицы перевезли в церковь святого апостола Андрея Первозванного. А когда в 1960-е годы при Хрущёве закрывали и этот храм, то мощи её перенесли во Владимирский кафедральный собор города Киева, который, к сожалению, сейчас находится в руках раскольников. И великомученица Варвара, мощи её святые, находятся в этом храме, захваченном раскольниками. Сегодня молимся великомученице Варваре, чтобы она не только моровые поветрия от нас отогнала, но самое главное, чтобы она уничтожила этот тлетворный раскол в нашем Отечестве. Молим святую великомученицу Варвару, чтобы она эту язву на теле нашего Отечества уничтожила, разделяющую наш народ.

А мы, братья и сестры, имеем счастье видеть перед собой икону великомученицы Варвары с частицей её святых мощей, которая была написана на святой горе Афон. Со святой горы Афон она привезена была графом Андреем Николаевичем Муравьёвым и подарена княгине Татьяне Борисовне Потёмкиной, потому что на иконе изображены святая великомученица Варвара и мученица Татьяна, покровительница Татьяны Борисовны. В изображение великомученицы Варвары были вставлены её святые мощи. А в изображение мученицы Татьяны княгиня Татьяна Потёмкина вложила фамильный потёмкинский золотой крест с синей эмалью и с шестью жемчужинами. Впоследствии эта икона сохранилась у стареньких монахинь, которые её передали в своё время владыке Алипию. Но уже не было мощевика у великомученицы Варвары, он был вынут. Не было креста и у мученицы Татьяны. Только ниша из-под креста находилась на иконе, вырезанная в дереве.

И вот владыка Алипий отдал эту икону на реставрацию, тогда схимонаху, сейчас схиархимандриту, Алипию в Никольское. Каково же было удивление, что когда владыка Алипий привёз эту икону, в этот самый момент одна из старых монахинь в богодельне отцу Зосиме в Никольском передала золотой крест с синей эмалью и с шестью жемчужинами. Когда их соединили, оказалось, что это, оказывается, тот самый крест Татьяны Борисовны Потёмкиной из этой иконы! Вложены были вновь мощи в изображение великомученицы Варвары и мученицы Татьяны, и икона возвращена в нашу святую обитель…

«Была бы только вера в нас, была бы только любовь к великомученице, и она не оставит нас посрамленными»

Сейчас она лежит перед нами. Её писал Афонский иконописец. Держала её в своих руках Татьяна Борисовна Потёмкина, о которой святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Святая жена. Из рук она не выпускает Евангелие, а очи её всегда полны слёз покаяния». Это так отзывался о княгине великий святитель Церкви Христовой святитель Игнатий Брянчанинов. И чудом Господь, за молитвы великомученицы Варвары, сохранил эту святую икону и возвратил в нашу святую обитель, где мало-мало икон сохранено от старого монастыря. Потому что, когда обитель закрывали, то рубили иконы на дрова и топили окрестные сельсоветы и школы. А эту икону Господь сохранил. Значит, она благодатна. Сиянием небесной славы она осиявает сегодня душу и разум каждого из нас. Мощи великомученицы источают ту же силу исцелений, как и цельные её мощи, хранящиеся во Владимирском соборе. Была бы только вера в нас, была бы только любовь к великомученице, и она не оставит нас посрамленными.

Я знаю, братья и сестры, многих, которые почитали великомученицу Варвару и сподоблялись христианской кончины, даже день смерти был им открыт. Я знаю тех людей, которые носили имя великомученицы Варвары, и видел чудные их кончины. И один из случаев мне хочется рассказать. Когда я ещё был приходским священником, в Красном Лимане служил, однажды ночью, уже в двенадцатом часу приехали люди из села Ставки и говорят: «Там бабушка уже на «Божьей дороге», умирает, надо причастить». Но перед этим несколько случаев в епархии было, когда приезжали, забирали священников, якобы на требы, а потом избивали и даже убийства священников были, не только у нас в епархии, но и в других епархиях. Поэтому был циркуляр ― в ночное время на требы не ездить, а если ездить на требы днём, то обязательно с псаломщиком, с кем-то, не самому. И с одной стороны, ехать ночью на требу, всякие же случаи бывают, и я спросил:

Как бабушка, она до утра доживёт?

Ну, кто его знает, такая, слабенькая, ― говорят.

Ну, приедьте часа в три-четыре ночи, ― думаю, что если действительно так, то люди приедут. Но в тоже время, когда они уехали, я не мог найти себе места. Как это я, священник, пастырь, отказал в предсмертной требе душе, жаждущей этого. А если она умрёт без этого? Я не мог заснуть всю ночь, молился, просил Бога, чтобы Господь продлил время жизни этой старушки. И вот в четвертом часу утра приехали эти люди, и мы поехали с ними в Ставки.

Лежала сухонькая старушка в полной памяти. Лежала, крестилась, молилась Богу. И когда я пришёл, она говорит: «Батюшка, пока вас не было, мне явился ангел и сказал, что я два греха в своей жизни не исповедала, ― и назвала эти грехи. ― Один, как сейчас помню, что, ― говорит, ― невестка моя делала аборт, а я знала об этом и не воспрепятствовала».

И вот ангел явился, чтобы напомнить ей об этом грехе. Я её поисповедовал, сразу же причастил, потому что видел её слабость, начал соборовать, на соборовании она ещё сама поворачивала руки на помазание, но шестое и седьмое помазание уже пришлось руки ей поворачивать. После соборования начал читать канон на исход души. И на восьмой песне канона она тихонечко, как свечечка, потухла. Сразу же здесь была отслужена лития о упокоении рабы Божией. Истинно раба Божия ― в доброй памяти, исповедовав грехи свои, с любовью и стремлением к Богу, причастившись Святых Христовых Таин, пошла в вечность. А святые отцы говорят, что кто причастился в день смерти, тот мытарства проходит как молния, за честь Христовых Таин. Бесы даже не смеют прикоснуться и воспрепятствовать такому человеку, такой душе. Вот как высоко ― причастить человека, когда он при последнем издыхании на смертном одре. Недаром святая великомученица Варвара просила этой великой чести для всех нас. И как бывает, мы пренебрегаем этим великим Таинством. Бывает, призываем батюшку только тогда, когда уже человек умер, тогда считаем, что надо звать священника на погребение, а когда человек при смерти, забываем его причастить.

«Давайте в сегодняшний день попросим мирной, доброй христианской кончины, причастной Святых Христовых Таин»

К сожалению, это так, братья и сестры. Я, когда служил на приходе, то за время служения несколько сот погребений у меня было, когда звали священника, и только по пальцам можно пересчитать сколько раз звали к умирающему, чтобы причастить его на смертном одре. Это великий дар Божий ― сподобиться причащения в день отхода в вечность, соединиться со Христом, идя ко Христу. Это великий дар, его нужно вымолить. И мы в сегодняшний день у великомученицы Варвары просим ни здоровья, ни успехов в учебе и в работе, ни благополучия в семейной жизни. Мы и так каждый день об этом просим. Давайте в сегодняшний день попросим мирной, доброй христианской кончины, причастной Святых Христовых Таин. И молитва наша будет созвучна молитве великомученицы Варвары. И как Господь призрел на её молитву, исполнивши её, так Он в сегодняшний день призрит и на нашу молитву, и сподобит нас недостойных этой великой чести ― любви Своей, Святого Причащения. Аминь.

Род. в семье знатного и богатого язычника топарха Диоскора. Желая скрыть единственную дочь от взглядов мужчин, он велел построить в своем имении высокую башню, где и поселил отроковицу. Когда Диоскор предложил дочери выбрать себе жениха, целомудренная девушка, угрожая лишить себя жизни, отказалась от брака. Отец, решив повременить с ее замужеством, уехал из дома по неотложным делам, а В. предоставил свободу, надеясь, что, познакомившись с замужними или обрученными женщинами, она изменит свое отношение к браку. Перед отъездом Диоскор начал постройку роскошной бани. Осматривая ее, В. приказала сделать с юж. стороны 3 окна, пообещав рабочим, что сама ответит за нарушение распоряжения Диоскора. В купальне, при к-рой велась постройка бани, она рукой начертила на мраморных плитах крест (этот рисунок вместе с отпечатком стопы В., был четко виден и долгое время сохранялся на полу бани; из следа ноги после кончины В. истекала целебная вода). Вернувшись домой, Диоскор потребовал от дочери объяснений, почему здание бани построено не так, как он задумал. В. ответила, что 3 окна, через к-рые льется свет, символизируют Св. Троицу. Ответ привел язычника в ярость, и он бросился на дочь с мечом. Девушка попыталась убежать, но на ее пути оказалась неприступная скала. В. призвала на помощь Бога, гора расступилась, открыв девушке путь на вершину, и сомкнулась перед ее отцом. Место, где скрылась В., Диоскору показал один из пастухов; тотчас его овцы превратились в жуков (саранчу). Отец жестоко избил В. и, заперев в темной хижине, послал гонца к игемону Маркиану (Мартиану, Мартиниану) с требованием подвергнуть его дочь пыткам и казни за исповедание Христа. Затем вместе с комментарисием Геронтием Диоскор привез дочь в сел. Геласий (Гелассон), около Гелиополя «у острова», и передал В. на суд правителя. Маркиан, увидев девушку необычайной красоты, стал уговаривать ее принести жертву богам, но святая отказалась поклоняться идолам. Тогда разгневанный правитель велел выставить ее обнаженной перед толпой, затем скрести тело сырыми бычьими кожами и растирать власяницей раны до тех пор, пока оно не станет кровоточить. Однако В. выдержала первую пытку, и Маркиан велел бросить ее в тюрьму. Ночью святой явился Господь и, ободрив, исцелил ее от ран. Утром правитель приказал привести ее на суд. Увидев, что раны на теле мученицы исчезли, он попытался внушить ей, что ее исцелили языческие боги, но В. мужественно отвечала, что ее исцелил Христос. Тогда разгневанный правитель приказал подвесить мученицу, строгать ее бока железными когтями, прижигать горящими свечами тело и бить святую по голове молотом. Благочестивая женщина по имени Иулиания, ставшая свидетельницей чудесного исцеления и новых истязаний В., в присутствии правителя заплакала, сострадая мученице. Узнав, что Иулиания христианка, Маркиан приказал взять и ее под стражу и подвергнуть тем же мучениям, что испытала В. Когда мученицы мужественно выдержали пытки, игемон велел отрезать им груди. Затем Маркиан приказал заключить Иулианию в тюрьму, а Варвару выставить у всех на виду обнаженной и безжалостно бить, но Господь послал ангела, чтобы прикрыть ее наготу. Убедившись в тщетности уговоров и истязаний, правитель приговорил В. и Иулианию, к-рую также водили по городу обнаженной, к усечению мечом. Диоскор вместе с воинами последовал на гору к месту казни и сам вызвался быть палачом своей дочери. После молитвы В., преклонив голову, приняла смерть от отцовской руки. Иулианию казнил один из воинов. Вскоре Диоскор погиб от удара молнии, а Маркиан от пущенной в него стрелы; по др. версии, оба были убиты молнией.

Сведения о времени и месте мученичества В. имеют значительные расхождения. Нек-рые источники утверждают, что В. пострадала в 237 г. при имп. Максимине (235-238); возможно, что под Максимином подразумевается Максимин Дайя (Даза) (305-313) или имп. Галерий Максимиан (293-305, † 311), соправитель имп. Диоклетиана . Однако, на основании свидетельства большинства текстов наиболее вероятна дата 306 г. Во многих греч. текстах, в т. ч. и у Симеона Метафраста, а также в лат. житии (изданном Б. Момбрицием) местом кончины В. назван Гелиополь (город с этим названием известен в М. Азии, Египте и Финикии (см. Баальбек)); в древнейших актах, приписываемых Иоанну Дамаскину, упоминается Никомидия (это мнение разделял историк Ц. Бароний (XVI в.)), в Мартирологах Узуарда и Адона , архиеп. Вьеннского (IX в.), и др. указана Тоскана, в поздних приписках к Мартирологам блж. Иеронима и Беды Достопочтенного (VIII в.) - Рим или Антиохия.

Неясными остаются обстоятельства обращения В. в христианство. В поздних редакциях ее жития говорится, что в отсутствие отца В. познакомилась с некими христианками и приняла Крещение от пришедшего в Гелиополь пресвитера. По преданию, не нашедшему отражение в древнейших Житиях В., ее учителем был Ориген .

В. не упомянута в одном из древнейших источников - Мартирологе блж. Иеронима (IV в.). Наиболее ранние редакции текстов Жития В. восходят к VII в. Известны акты В., приписываемые прп. Иоанну Дамаскину (VIII в.), и похвальное слово того же автора (BHG, N 217; PG. 96. Col. 782-814), анонимные жития (BHG, N 213, 214, 214 c-e, 215, 216 b-c). Сохранилось житие В., написанное Иоанном, архиеп. Сардским (IX в.) (BNG, N 215i). Ее житие включено в собрание Симеона Метафраста (BHG, N 216) (PG. 116. Col. 301-316) и др. минологии начиная с IX в. Сохранилось арм. житие В. (BHO, N 132) и 2 сир. жития (BHO, N 133, 134). В. посвящены похвальные слова Арсения, архиеп. Керкирского (BHG, N 218), Георгия Грамматика (BHG, N 218a-218b), Феодора Патрикия (или Петра, еп. Аргосского) (BHG, N 218d), Никиты Протасикрета (или Космы Веститора) (BHG, N 218е), Феодора Продрома (BHG, N 218p) и др.

На Руси получило распространение житие В. (BHG, N 215) (Творогов О. В . Древнерусские четьи сборники XII-XIV вв. // ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 204), к-рое дошло в списках XIV в. (ГИМ. Чуд. № 20. Л. 50 об.), но было известно уже в XI в.: автор Сказания о Борисе и Глебе (ок. 1072) сравнивает гибель Бориса по приказу брата со смертью В. от руки отца (Успенский сборник XII- XIII вв. М., 1971. Л. 11). Это житие вошло в состав ВМЧ (Декабрь, дни 1-5. Стб. 101-104). Студий-ско-Алексиевский Типикон предписывал на утрене чтение жития («мучения») В. (ГИМ. Син. № 330. XII в. Л. 101 об.). Судя по др. сохранившимся редакциям Студийского устава - Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz . Typicon. P. 64) и Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в. (Дмитриевский . Описание. Т. 1. С. 331) - имелось в виду житие, написанное Симеоном Метафрастом. В Мессинском Типиконе также указано чтение похвального слова Георгия Грамматика (BHG, N 218a), упоминание к-рого отсутствует в рус. списках.

Ист.: BHG, N 213-218q; BHL, N 913-930; BHO, N 132-134; PG. 116. Col. 301-316; Cod. Athen. Bibl. Nat. 2319, XV в. Fol. 80v-86v ; Cod. Bodl. Baroc. 180, XII в. Fol. 115-119 ; Cod. Paris. gr. 1458, XI в. Fol. 46 sq. ; Cod. Paris. gr. 1458, XI в. Fol. 41-45v ; Passions des saints Écaterine et Pierre d"Alexandrie, Barbara et Anysia / Ed. J. Viteau. P., 1897. P. 89-105; ActaSS. Maii. T. 1. P. 26; SynCP. Col. 277; MartUsuard. P. 746; PL. 94. Col. 1134 [Мартиролог Беды Достопочтенного ]; Ibid. T. 123. Col. 415 [Мартиролог Адона, архиеп. Вьеннского ]; Baronius C. Martyrologium Romanum restitutum. Mayence, 1631. P. 743.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 493-494; Delehaye H. Légendes hagiographiques. Brux., 1905. P. 125; Vita di Santa Barbara: per cura di un sacerdote milanese coll"approvazione dell"autorità ecclesiastica. Brescia, 1906; Weyh W . Die Syrische Barbara-Legende. Lpz., 1912; Lapparent A. de. Sainte Barbare. P., 1926; Paschini P . S. Barbara: Note agiografice. R., 1927; Lapparent-Saulnier A. de . Sainte Barbe dans la littérature et l"imagerie populaire // L"art populaire en France. Strasbourg, 1932. Vol. 4; Sempels V. Barbe (1) // DHGE. T. 5. Col. 627-628; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 608-612; Vecellio Segate G . Santa Barbara nella tradizione, nella leggenda e nell"arte. S. l., 1977; Crimi C . Santa Barbara nella tradizione orientale. Paterno, 1999; ῾Αγία Βαρβάρα. Λευκωσία, 1999; Grano A . Santa Barbara: il mito, la leggenda, la storia, la passione, la morte. Napoli, 2000.

А. В. Бугаевский

Мощи и почитание

Некий благочестивый муж Валентиниан (Галентиан, Валентин) взял останки В. и Иулиании и похоронил их в сел. Геласий, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии (М. Азия). На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Мон-рь, посвященный В., находился в Эдессе (Месопотамия), где, вероятно, хранилась часть ее мощей. В К-поле, в квартале Василиска, Вириной, вдовой визант. имп. Льва Великого, была построена ц. во имя В. В VI в. при визант. имп. Юстине (по др. версии, еще в IV в.) мощи В. были перенесены в К-поль и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю К-польской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование ее памяти (SynCP. Col. 278). Этот храм упоминается в лат. описании К-поля XII в. («Аноним Меркати») и в Хождении Антония Новгородца (1200), где говорится также о хранившейся там окаменевшей груди В., из к-рой сочились кровь и молоко (Описание святынь К-поля. С. 453; Книга Паломник. С. 30).

В К-поле известны еще неск. храмов в честь великомученицы, один из них был расположен в юж. части главной к-польской улицы Меса, между форумами Тавра и Константина, около «Хлебосырного дома». Др. храм находился в Манганах, ок. ворот св. Варвары. Кроме того, имп. Лев VI Мудрый построил во имя этой святой церковь или часовню в сев.-зап. части Большого дворца (Прод. Феоф. С. 139).

Из «Хроникона» Андреа Дандоло известно, что большая часть мощей В. была подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей визант. имп. Василия II Болгаробойцы и сестрой имп. Романа III Аргира. Раньше этот брак и, следов., перенесение мощей относили к различным датам в пределах кон. X - нач. XI в.; в наст. время это событие датируют 1005-1006 гг. (Vannier J.-F . Familles Byzantines: Les Argyroi (IXe-XIIe siècles). P., 1975). Согласно зап. традиции, мощи, представляющие нетленное тело В. без головы, были положены в храме св. Иоанна Евангелиста на о. Торчелло близ Венеции. Они описаны в «Хожении на Флорентийский Собор» анонимного суздальского книжника 1437-1440 гг. (Книга хожений. С. 148). Др. часть мощей, принесенная из К-поля в Венецию в 1258 г. неким Рафаэлем, хранилась в ц. Санта-Мария дель Кроче. (Riant. P. 9). Оставшуюся в К-поле главу В. видел в ее церкви в 1348-1349 гг. Стефан Новгородец (Там же. С. 98). 1 июня 2003 г. частица мощей В., хранящихся в Венеции, была передана в дар Элладской Православной Церкви. Она перевезена в Афины, где будет храниться в специально построенном храме, посвященном великомученице.

Согласно рус. традиции, мощи святой были привезены из К-поля в Киев Варварой Комниной, дочерью визант. имп. Алексея I, вышедшей ок. 1103 г. замуж за кн. Святополка II. Они были положены в киевском Михайловском Златоверхом мон-ре (построенном в 1108). Во время монголо-татар. нашествия мощи были сокрыты церковнослужителями под ступенями каменной лестницы, и впосл. об этом забыли. Они были обретены спустя неск. столетий, положены с почестями в храме и прославились многочисленными исцелениями. Об этих событиях известно из повести, написанной в 1670 г. Феодосием Сафоновичем, игум. Михайловского Златоверхого мон-ря. Гипотеза о браке Святополка с Варварой, дочерью имп. Алексея I Комнина, получившая распространение благодаря этой повести, опровергается новейшими исследованиями, к-рые считают Варвару Комнину вымышленным лицом и относят составление рассказа о ней к XVII в. в связи с прославлением мощей В. (Kazhdan . P. 419). Посетивший Киев в 1656 г. Антиохийский Патриарх Макарий слышал др. предание о перенесении мощей в Киев в связи с браком принцессы Анны с кн. Владимиром Святославичем, Крестителем Руси (Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Украину в середине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским. Киев, 1997. С. 96-98). Однако наиболее вероятным представляется, что перенесение мощей В. в Киев состоялось уже после монголо-татар. нашествия и в период ослабления Византийской империи (Жиленко . С. 115).

В 1644 г. при Киевском митр. св. Петре (Могиле) к мощам совершил паломничество канцлер Польского Королевства Георгий Осолинский. Он получил в дар часть перста правой руки В. Когда в 1651 г. Киев был захвачен литов. гетманом Янушем Радзивиллом, им были взяты частицы мощей от грудей и от ребра святой. Первая частица находилась сначала у его жены Марии, дочери молдав. господаря Василия Лупу, затем хранилась в г. Каневе, а впосл. была перенесена в мон-рь свт. Николая в Батурине. Вторая частица была передана Виленскому католич. еп. Георгию Тышкевичу. Эта святыня хранилась в епископской резиденции, но после пожара уцелел лишь ковчег с мощами.

В Михайловском Златоверхом мон-ре первоначально мощи В. покоились в кипарисовом гробу, затем в позолоченной раке из серебра, устроенной на средства гетмана Ивана Мазепы, и, наконец, в драгоценной гробнице замечательной чеканной работы, созданной в 1847 г. петербургским мастером Андреевым на средства гр. А. А. Орловой-Чесменской. Молитвами святой мон-рь миновали эпидемии чумы и холеры, свирепствовавшие в Киеве в 1710, 1770, 1830, 1853 и 1855 гг. В 30-х гг. ХХ в. мощи были перенесены в Киево-Печерский музей-заповедник. Очевидцы описывают мощи (без головы и кистей обеих рук) как нетленные, темные и очень твердые по сравнению с мощами печерских подвижников. В наст. время они хранятся в киевском Владимирском соборе.

Левая рука В., привезенная в XVII в. на Зап. Украину греком Александром Музелем, происходившим из имп. рода Кантакузинов, была похищена иудеями, раздроблена и сожжена. Пепел и коралловый перстень хранились в соборной церкви ап. Иоанна Богослова г. Луцка, а затем были перенесены митр. Гедеоном (Святополк-Четвертинским) в храм Св. Софии Киевской. В 30-х гг. ХХ в. они были вывезены из СССР липковцами и теперь находятся в Эдмонтоне (Канада, пров. Альберта).

Антоний Новгородец, ставший после возвращения из К-поля архиеп. Новгородским, в 1218 г. заложил на месте деревянной (существовавшей еще в 1138) церкви новый каменный храм во имя В. (ПСРЛ. 2000. Т. 3. С. 25, 57). Предполагают, что Антоний привез с собой частицу мощей этой святой (Царевская. С. 69). Из описей Новгородского собора Св. Софии известно, что в этом храме хранились частицы мощей В. и часть ее гроба (Описи Новгородского Софийского собора. Новгород, 1993. Вып. 2. С. 39, 48).

О руке В. в мон-ре Св. Креста (Иерусалим) упоминается в Хожении гостя Василия 1465-1466 гг. (Книга хожений. С. 174). Частица ее мощей также была в Хальберштадте (Riant. P. 21). В наст. время часть честной главы В. находится в ц. Агия-Епискепсис в Трикале (Фессалия), часть руки - в мон-ре Симонопетра (Афон), др. частицы хранятся в разных мон-рях Греции и Кипра.

В Москве в ц. Иоанна Воина на Якиманке чтится часть перста В. с перстнем, перенесенная из ц. вмц. Варвары на Варварке. В храме Воскресения Словущего в Филипповском пер. (подворье Иерусалимского Патриархата) хранится частица мощей В., подаренная подворью Иерусалимским Патриархом Иерофеем (1875-1882).

За молитвенной помощью к В. обращаются в опасности внезапной смерти или при угрозе от огня. Она считается покровительницей шахтеров и артиллеристов. В 1995 г. В. стала небесной покровительницей Ракетных войск стратегического назначения РФ, а в 1999 г. ее икона, находящаяся в наст. время в Самарском епархиальном музее, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II побывала на борту орбитальной станции «Мир».

Ист.: Riant P. E. Exuviae sacrae Constantinopolitanae. Ginevra, 1877. T. 1. Р. 9, 21; П[етров] Н . Мучение св. вмц. Варвары и повесть о преславных чудесах ее Феодосия Софоновича // ТКДА. 1894. № 12. С. 598-614; Книга Паломник. С. 30; Книга хожений. С. 98, 148, 174; Majeska G . Russian Travellers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984; Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 453.

А. В. Бугаевский, П. И. Жаворонков, И. В. Жиленко

Гимнография

Память В. содержится в Типиконе Великой ц. IX-X вв., где указана служба на литургии (Mateos. Typicon. T. 1. P. 122). По всем редакциям Студийского устава полагается служба с «Бог Господь» , что говорит о торжественности памяти В. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (ГИМ. Син. № 330. Л. 101 об.- 102), последование В. соединяется с последованием прп. Иоанна Дамаскина. По др. редакциям Студийского устава: Евергетидскому Типикону кон. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 330-331), Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 64-65) - поется только служба великомученицы. В слав. Минеях XII-XIII вв. (РГАДА. Тип. № 96 и 97) последования В. и прп. Иоанна Дамаскина соединены, на утрене указывается пение «Бог Господь».

Иерусалимские Типиконы и Минеи, начиная с древнейших (напр., Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 34) и вплоть до печатных греч. и слав., приводят последования В. и Иоанна Дамаскина в соединении. Служба практически не отличается от положенной в Типиконе, использующейся ныне в РПЦ (Типикон. [Т. 1.] С. 302-303) и, как правило, обычно обозначается как шестеричная (см. ст. Знаки праздников месяцеслова). В Типиконе, используемом в греч. Церквах, есть глава, описывающая соединение последований 2 святых этого дня с воскресной службой (Βιολάκης . Τυπικὸν. Σ. 107-108).

Корпус песнопений, известный уже по богослужебным книгам периода действия Студийского устава, включает в себя: тропарь 8-го гласа « » (в студийских памятниках указывается общий тропарь « »; в греч. Минее есть оба тропаря, причем 1-й обозначен 4-м, а не 8-м гласом); кондак 4-го гласа на подобен «Вознесыйся на крест»: « ». Канон 2-го гласа, ирмос: «᾿Εν βυθῷ κατέστροσε ποτέ, τὴν Θαραωνίτιδα, πανστρατιὰν ἡ ὑπέροπλος δύναμις» (), нач.: «̀ρδβλθυοτεΩ Τριὰς ὑπέρθεε σεπτή, ἡ τῶν ὑπὲρ ἔννοιαν, τὴν δωρεὰν σοῖς οἰκέταις βραβεύουσα» () (этот канон в Евергетидском Типиконе атрибутируется Стефану, в совр. греч. Минее - Стефану Савваиту). Канон не совсем обычным образом соединен с каноном прп. Иоанна Дамаскина: он имеет те же ирмосы, что и канон В., причем в ее каноне не приводятся богородичны, они есть только в каноне прп. Иоанна Дамаскина. Т. о., святые прославляются в одном общем каноне. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. отмечено: «Въ томь бо каноне и святаго стиси суть». Последование В. содержит 6 самогласнов и 3 подобна. В совр. греч. Минее корпус седальнов и светильнов иной, нежели в рус. По желанию настоятеля может петься великое славословие.

В Минее (МП) вместо общепринятого шестеричного последования В. приведено бденное, соединенное с будничным последованием прп. Иоанна Дамаскина. 1-я и 2-я литийные стихиры посвящены перенесению мощей В. в Киев (1108). Мн. песнопения этой службы могут иметь слав. происхождение. В качестве 2-го тропаря В. указан тропарь 4-го гласа: « ». На утрене поются каноны В.: общепринятый и 8-го гласа (ирмос: « », нач.: « »), помещенный между 1-м каноном В. и каноном прп. Иоанну Дамаскину, что нарушает связь канонов В. Особенность 2-го канона В. состоит в том, что все тропари начинаются с тех же слов, что и ирмосы. Седальны после кафизм фактически являются стихирами, т. к. должны петься, согласно надписанию, на стихирный подобен.

По рукописям известны также каноны В. 2-го гласа, с акростихом «Νέμοις νοσοῦσιν ἄκος, ἁγνὴ Βαρβάρα» (Да преподашь болящим лекарство, чистая Варвара), ирмос: «̀ρδβλθυοτεΑτριπτον ἀσυνήθη» (), нач.: «Νύμφης ἀγλαηφόρου Χριστοῦ καὶ παναμώμου Βαρβάρας» (Невесты светоносной Христовой и пренепорочной Варвары память) и 4-го гласа, с акростихом «῾Η Βαρβάρα καθεῖλεν ῾Ελλήνων πλάνην» (Варвара низложила эллинское прельщение) и именем «Георгий» в богородичнах, ирмос: «Θαλάσσης τὸ ᾿Ερυθραῖον πέλαγος» (), нач.: «῾Η χάρις τοῦ παναγίου Πνεύματος» (Благодать Пресвятого Духа) (AHG. T. 4. C. 24; Ταμεῖον. Σ. 113).

Служба на литургии: прокимен 4-го гласа (Пс 67. 36a), апостольское чтение Гал 3. 23-29, аллилуиарий 1-го гласа, Евангелие Мк 5. 24-34a и причастен Пс 32. 1. В целом та же служба указывается в Типиконе Великой ц., в студийских и иерусалимских Типиконах. Чтения могут указываться разные, напр.: в ркп. Типикона Великой ц. Patm. gr. 266, IX-X вв.- Рим 8. 14-21, Мф 25. 1-13 (притча о 10 девах); в ркп. Hieros. S. Crucis. 40, X в.- те же, что и ныне; в Мессинском Типиконе апостольское чтение - что и ныне, Евангелие - Мф 25. 1-13. В том же Типиконе приведен оригинальный причастен - Пс 44. 15b.

А. А. Лукашевич

Иконография

В. принадлежит к числу особо почитаемых святых жен, изображения к-рых были распространены в визант. искусстве. Один из первых сохранившихся ее образов представлен на фреске в ц. Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 гг.: святая изображена в рост с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под к-рым виден плат. В визант. искусстве иконография В. сложилась к X в. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих ее знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке, как на обороте двухсторонней иконы 2-й пол. XIV в. с изображением Богоматери Одигитрии на лицевой стороне (нач. XV в. Византийский музей, Фессалоника). Встречаются изображения без плата, только с диадемой (роспись Боянской ц. свт. Николая Мирликийского (Болгария), 1259 г.; гравюра 1837 г. «Святые Спиридон, Модест, Игнатий и четверо святых» (мон-рь Хиландар, Афон)) или без венца и плата, с покрытой головой (гравюра 1868 г., «Святые Параскева, Екатерина, Варвара и трое святых» (частная коллекция, Афины)). В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон В. может быть представлена, как и др. святые жены, в мафории (на серебряном кратире, Вел. Новгород, XII в. (НГОМЗ); на эмалевом ожерелье из Ст. Рязани, кон. XII в. (ГММК); на поле иконы «Богоматерь Знамение» (?), 1-я пол. XIII в. (Дом-музей П. Д. Корина)), а иногда с непокрытой головой (в клеймах 2 житийных икон нач. XIX в. (ЦМиАР)) или с золотой повязкой на голове, как на иконе с поясным изображением В. (кон. XV в., круг Дионисия, некогда храмовая икона мон-ря во имя В. в Волоколамске, ныне СПГИАХМЗ).

В западнохрист. искусстве В. изображалась с длинными распущенными волосами, в короне или без нее. Основными атрибутами святой являются башня, факел, кубок (особенно с XV в.), страусиное перо, книга, фигура Диоскура, иногда пушка (напр., «Мадонна с Варварой и Лаврентием», худож. Дж. Морини. Пинакотека Брера. Милан). Были распространены сцены ее мучений.

Изображения: миниатюра в Passionale (Stuttgart. Fol. 57, 114b, ок. 1200); «Полиптих», худож. С. ди Пьетро, 1368 г. (Музей Пизы); «Страсти Варвары», 1-я. пол. XV в. (Нац. музей Финляндии. Хельсинки); «Дева Мария в платье с колосьями», на обороте «Чудо святого Бенедикта, Себастьян и Варвара», австр. мастер, ок. 1440-1450 г. (ГМИИ); «Святая Варвара», вестфальский мастер, ок. 1470-1480 г. (ГМИИ); «Варвара с башней, кубком, пером», гравюра, ок. 1470-1480 г. (Гравюрный кабинет. Берлин); «Варвара с Иоанном и Матфеем», худож. К. Россели (Галерея Академии. Венеция); «Бегство Варвары», худож. П. Рубенс, ок. 1620 (Галерея Далидж-колледжа. Лондон) и мн. др.

Лит.: Jerphanion G. de . Les églises rupestres de Cappadoce: Une nouvelle province de l"art byzantin. P., 1928. Vol. 2. P. 501; Underwood P. The Kariye Djami. L., 1967. Vol. 1. P. 153, 156-159. Pl. 164. Vol. 2. P. 163; Velmans T . L"église de Khe en Georgie // Zograf. 1979. № 10. Р. 71-82; Naxos / M. Chatzidakis et al. Athens, 1989. P. 69, 70. Pl. 1; Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l"abside et de ses abords. P., 1991. P. 37, 106, 107, 125, 285; Chadzidakis M., Bitha I. Corpus de la peinture monumentale byzantine de la Grece: L" ile de Cythére. Athènes, 1997. P. 108-111. Pl. 4; Евсеева. Афонская книга. С. 221, 257.

Н. В. Герасименко

Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак 2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех
делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5) (икос 2).

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.

Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.

За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно - во образ Троичного Света (икос 3). Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, - говорила Варвара, - ибо у неприступного, неизреченного Света, Троичного, Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские веро-учительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.

В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем". На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, - на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они хранятся и теперь - в кафедральном соборе святого князя Владимира. А частицы мощей святой Варвары находятся в разных уголках мира, в том числе

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Имя святой Варвары связано с старинной и грустной историей. В 317 году в городе Иллиополе на свет появилась красивая, здоровая девочка. Она росла в богатой и знатной семье, но эта семья верила только в старых богов. Девочка очень рано потеряла мать, поэтому ее воспитанием полностью занимался отец — Диоскор.

Девушка выросла и полностью посвятила себя христианской вере, что очень не понравилось упрямому отцу. Когда попытки отца переубедить дочь не увенчалось успехом — он с другими язычниками ее казнил.

С тех пор Варвара становится одной из самых почитаемых Святых на территории Руси. Многие девицы приходят к мощам, чтобы почитать молитву святой Варваре о замужестве, женщины просят о детях, а люди опасных профессий о защите от бед. Мощи в восьмом веке были перевезены в Киевский собор князя Владимира, где находятся и по сегодняшний день.

Молитвы святой Варваре

Перед своей смертью мученица попросила Всевышнего, чтобы он всегда помогал верующим христианам, которые будут обращаться с. С того времени все кто просит Великомученицу об удачном замужестве, о семейном счастье, об исцелении болезней или о защите от внезапной смерти, от нечаянной беды, все верующие люди найдут помощи и заступничества.

Целительная и чудотворная сила мощей мученицы была известна народу давным-давно. Ведь не удивительно, что сколько раз Русь и Киев были полностью разрушены и разграблены, а святой храм, где хранятся мощи все беды обходят стороной.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал . Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

В чем помогает молитва Варваре Великомученице

С самого начала Варвару считали покровителем ремесленников, так как девушка очень любила рукоделие при жизни. Но как показывает время, часто возносят молитвы Варваре от внезапной смерти. С этой мольбой к ней обращаются все, кто боится умереть без покаяния. Это часто люди, которые связаны с опасными профессиями:

  • шахтеры;
  • горняки;
  • военные;
  • моряки;
  • путешественники;
  • купцы.

Молитвословия к Великомученице возле ее мощей способны заряжать божественной силой разные предметы. Многие на время молитвы кладут возле раки с мощами свои кольца, крестики и другие нательные предметы. Такие предметы потом носят как могущественные защитные и чудотворные талисманы.

Молитвословие к святой Варваре о женском счастье:

«Святая славная и всехвальная великомученице Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественном люди, раце мощей твоих поклоняющиися и любовию целующии, страдания же твоя мученическая, и в них Самаго Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему - безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь»

Святая Варвара Илиопольская - одна из христианских великомучениц, защищающая православных людей от возможной внезапной смерти, являющейся наказанием Свыше. Человек уже не может раскаяться во грехах и причаститься, поэтому и предстает пред Христом в грешном состоянии.

Варварино заступничество оберегает человека от страшной небесной кары. Ее почитают и православные, и католики .

Жизнеописание великомученицы

Житие святой Варвары великомученицы гласит, что девушка претерпела множество страшных пыток за Христа по злобе своего отца-язычника.

Варвара Илиопольская

Именно она, единственная, была удостоена чести быть изображенной на иконе, держа в руках Потир - Чашу Причастия, касаться которой может только священник.

Отрочество

Девочка появилась на свет на территории нынешней Сирии в граде Илиополе в знатной семье язычников. Ее отец Диоскор, рано овдовев, очень берег любимую дочь. Повзрослев, Варвара становилась очень красивой девушкой. Именно поэтому отец соорудил для нее высокое и со вкусом обустроенное жилище - высокую башню с великолепными палатами. К девушке были приставлены воспитательницы и служанки. Диоскор запрещал дочери покидать замок без его позволения, дабы недостойные люди не видели ее прекрасное лицо. Единственным развлечением Варвары было созерцание красоты земного мира с высоты своего жилища.

Святая великомученица Варвара Илиопольская. Икона, XIV век.

Девушка мечтала познать истинного Творца мира. Но отец желал выдать дочь замуж и для этого приглашал для знакомства с Варварой богатых женихов. Она отказалась исполнить отцовскую волю. Расстроенный Диоскор решил позволить дочери выходить из стен башни и позволил общаться с подругами в надежде, что те все же склонят ее к выбору супруга.

Читайте о других женщинах-подвижницах:

Однажды он отправился в дальние земли по делам и приказал во время своего отсутствия построить роскошную баню при купальне. В бане он указал сделать всего два окна с южной стороны. Но Варвара уговорила строителей сделать третье, восточное, во имя Святой Троицы. На мраморном камне, которым была обложена купальня, девушка начертила Святой Крест. Чудо, но он отпечатался на камне, как будто был специально выбит. Здесь же остался отпечаток девичьей стопы, а впоследствии из него стала истекать вода и совершалось множество чудесных исцелений.

Во время длительного странствия отца Варвара подружилась с городскими христианками, которые рассказали ей о Христе, о Его жизни, страданиях, воскресении, о Его Пречистой Матери. В те дни в городе находился под видом приезжего купца православный священник, которого Варвара уговорила совершить над ней Таинство Святого Крещения . Она дала обет посвятить свою жизнь Христу.

Страдания за Христа

По возвращении домой отец услышал от любимой дочери наставления христианского вероучения. В ярости он набросился на девушку с мечом, но она успела убежать и спрятаться в горной расщелине, которая чудесным образом раскрылась пред ней. Но место ее нахождения выдал Диоскору местный пастух и к вечеру отец привел дочь домой, сильно избив. На утро он отвел ее к правителю города и отрекся от отцовства по причине отвержения ею языческого божества. Градоначальник долго уговаривал красавицу отречься от веры Христовой и не отступать от издавна принятых языческих законов. Но святая твердо стояла на своем и обличала идолопоклонническую ересь. Она открыто исповедовала Богом и Женихом Небесным Иисуса Христа.

Великомученица Варвара

По приказу градоустроителя Варвара подверглась жестоким мукам и пыткам. Ее жестоко избивали, растирали власяницей глубокие раны, подвешивали к дереву, строгали нежное тело железными крюками, разбивали молотком череп. Обычный человек не смог бы остаться в живых после неимоверных страданий, но Варвара их мужественно претерпела. Ее укрепляла вера и Сила Божия.

В том же городе жила девушка Иулиания. Была она истинно верующей и богобоязненной горожанкой. С тех пор, как Варвара была схвачена мучителями-язычниками, она издалека следила за ней. Когда ее бросили в темницу после пыток, Иулиания заглядывала в тюремное окошко и не переставала удивляться силе веры молодой красавицы, ее великой воле не пощадив своей жизни положить ее за Христа. Видя, что Отец Небесный излечил деву от страшных ран, Иулиания приняла решение так же пострадать за Творца и умоляла Его послать терпения в предстоящих страданиях.

Утром наступившего дня стражники вывели святую из тюрьмы и повели навстречу новым мучительным истязаниям. Иулиания издали следовала за мученицей. Взирая на страшные страдания девушки, она сильно плакала. Набравшись сил и смелости, она громко из толпы начала обвинять городского владыку в бесчеловечности и хулить языческое божество. Тут же ее схватили стражники, а градоначальник задал вопрос о ее вероисповедании. Иулиания не побоялась и во всеуслышание назвала себя христианкой.

Теперь вместе с Варварой девушек водили голыми по городским улицам, а после подвесили к дереву и стали строгать их тела гребнями из железа. После истязаний мученицам были отсечены головы. Причем Диоскор собственноручно казнил свою любимую дочь. Но его постигло Божие возмездие: в мужчину ударила молния и его тело превратилось в горстку пепла.

Упокоение

Останки Варвары и Иулиании захоронил в селении Геласии благочестивый муж Валентиниан. Позже на месте захоронения был возведен храм, внутри которого покоились святые мощи.

Икона «Святая великомученица Варвара Илиопольская»

В Месопотамии также была построена церковь в честь Варвары, в его стенах хранилась часть мощей девственицы и ее окаменевшая грудь, из которой сочились молоко и кровь.

Внимание! Святые мощи великомученицы в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке княжна Варвара, супруга русского князя Михаила Изяславича, забрала их с собой в Киев, где и по сей день они почивают в стенах кафедрального Владимирского собора.

О чем молиться Варваре

Угодница Божия способна разрешить любые проблемы верующих христиан, среди них:

  • покровительство шахтерам и артиллеристам;
  • спасение от внезапной смерти без покаяния;
  • предохранение от несчастий и бед, душевных мучений и уныния;
  • спасение от пожара, морской бури;
  • исцеление от различных, даже не поддающихся лечению недугов;
  • благостный исход тяжелых родов;

Святые мощи великомученицы обладают чудотворными свойствами, заряжают божественной энергией притекающих к ним. Вещи, освященные на раке с мощами, православные люди носят на теле в качестве неких «талисманов». Известно, что русские императрицы взамен своих дорогих перстней надевали на пальцы скромные колечки, освященные на мощах Варвары.

Иконография

Взгляд красавицы девы Варвары устремлен с полотна иконы на зрителя. Девушка одета в зеленую тунику, поверх нее надет коричневого цвета мафорий. Голову святой увенчивает корона. В деснице Варвара удерживает Святое Распятие, призванное к напоминанию о страданиях Всевышнего. Левая ладонь мученицы раскрыта и обращена к молитвенникам, символизируя праведность и открытость честной безгрешной души.

Черты лица юной девы чистые, открытые, но строгие, олицетворяют красоту небожительницы. Образ девы не выражает эмоций и являет собой отрешенность от мирского, приверженность в служении Спасителю.

Видео о житии и страдании великомученицы Варвары.