Великомученик Феодор Стратилат — это один из святых признанных всеми христианскими церквями. Он с давних пор почитается на Руси, о чем свидетельствуют древние храмы, во имя этого святого. К ним относится и церковь Феодора Стратилата на ручью. Она считается одним из самых красивых образцов средневековой новгородской архитектуры и послужила источником вдохновения для многих русских зодчих на протяжение почти 7 веков.

Так кем же был Феодор Стратилат? Узнать подробности его жития поможет эта статья.

Положение христиан в Римской империи в конце 3 в. н. э.

Согласно традиции православной церкви Феодор Стратилат родился в Малой Азии в городе Евхаит. Он был храбрым, красивым юношей, исповедовавшим христианство. В довольно молодом возрасте он поступил на службу в римскую армию. В правление императора Ликиния начались жестокие гонения на христиан. Однако римляне увидели, что те, кто уверовали в Спасителя, с радостью принимают мученическую смерть за веру. Тогда язычники стали преследовать христиан, занимающих государственные посты и пользующихся уважением у народа. С этой целью были убиты и несколько других важных сановников из окружения Ликиния.

Житие

Феодор Стратилат стал почитаем среди сограждан после того, как убил змея, жившего севернее его родного города Евхаита. По преданию, это кровожадное чудовище пряталось в провале на незасеянном поле. Раз в день оно выбиралось на поверхность, нападало на скот и людей, а насытившись, возвращалось в свое логово.

Феодор решил избавить жителей Евхаита от этой напасти. По дороге к убежищу зверя он прилег отдохнуть. Вскоре его разбудила пожилая христианка Евсевия, в хижине которой находились мощи Феодора Тирона, и дала совет, как победить чудовище. Будущий великомученик помолился и попросил своего коня помочь ему во имя Христа. Он сел на коня и, доскакав до поля, вызвал змея на бой. После того как чудище выползло из своего логова, конь Феодора вскочил на его спину и всадник с Божьей помощью смог поразить зверя копьем.

Когда жители Евхаита увидели тело поверженного змея, они связали этот подвиг Феодора с его верой в Иисуса Христа и многие решились отвергнуть языческих богов.

Проповедничество

После спасения Евхаита от чудовища Феодор был назначен стратилатом (военачальником) в город Гераклею. Там он начал открыто проповедовать христианство и преуспел в этом вопросе. Вскоре императору Лицинию было доложено, что большая часть жителей Гераклеи и ее окрестностей обращена в новую веру. Тот послал к стратилату сановников, которые должны были привести Феодора в Рим. Однако будущий великомученик сам пригласил императора в Гераклею. Он пообещал ему устроить показательное жертвоприношение языческим богам, чтобы доказать свою преданность Риму и императору, а также послужить примером для народа.

После того как письмо было отослано, Федор стал денно и нощно молиться, пока однажды он был освещен неземным светом и услышал голос с небес, который произнес: «Дерзай! С тобою я!».

Гибель

Вскоре в Гераклею прибыли император и 8000 римских легионеров, которые привезли с собой несколько десятков золотых и серебряных изваяний языческих богов. Феодор Стратилат (фото с его изображением см. ниже) попросил у Лициния разрешения разместить идолов в своем доме, якобы для того чтобы он всю ночь имел возможность воздавать им хвалу. Когда император согласился, стратилат разбил изваяния и раздал фрагменты золотых и серебряных статуй нищим.

Утром центурион Максентий заметил бедняка. Тот нес в руках голову золотой статуи Венеры. Тогда Максентий велел его схватить и узнал от нищего, что голову ему отдал Феодор Стратилат. Об этой неслыханном с точки зрения римлян святотатстве Максентий незамедлительно доложил императору. Вызванный на допрос великомученик признался в своей вере во Христа и стал доказывать Лицинию, что тот заблуждается, поклоняясь идолам. В частности, он спросил императора, почему могущественные боги Рима не испепелили его своим небесным огнем, когда он надругался над их изображениями. Лициний был возмущен и, так как не мог ничего возразить на доводы своего стратилата, повелел подвергнуть Федора пыткам. Его высекли, жгли огнем, заточили в темницу, несколько дней морили голодом, ослепили и распяли.

Решив, что Федор умер, Лициний велел оставит его на кресте, но ночью ангел Господен освободил его и излечил раны. Увидев это чудо, жители Гераклеи уверовали во Христа и решили проявить неповиновение, требуя прекратить преследование своего стратилата.

Великомученик не позволил им пролить кровь. Он выпустил из тюрем узников, которым повелел жить по заветам Господа, и исцелил пришедших к нему больных. Затем, отдав последние распоряжения, сам пошел на добровольную казнь. 319 года по приказу Лициния ему усекли голову, а тело доставили и похоронили в родном городе Федора — Евхаите, в имении родителей великомученика.

Чудеса

После смерти и погребения святой стал помогать христианам и наказывать их врагов в разных уголках земли.

Так, согласно патриарху Антиохийскому и Иоанну Дамаскину, жившим в 7-8 веках, при захвате Сирии сарацинами храм Феодора, расположенный недалеко от Дамаска, был подвергнут осквернению. Его разорили и стали использовать, как жилище. Однажды один из сарацинов выстрелил из лука в изображение Стратилата. Испущенная им стрела попала в плечо святого и по стене потекла кровь. Сарацины и их семьи, жившие в здании, все же не покинули храм. Однако спустя некоторое время все они умерли. Причины болезни, поразившей неверных, остались невыясненными, при этом все, кто жил по соседству болезнь обошла стороной.

Еще одно чудо произошло в ходе последнего сражения войны 970-971 годов между русскими и византийцами. Согласно «Повести временных лет» святой Феодор Стратилат помог грекам сдержать войско Святослава Игоревича при существенном численном перевесе руссов.

Память

День Федора Стратилата отмечается Православной церковью по юлианскому календарю 8 февраля и 8 июня, а Католической — 7 февраля. С 2010 года с благословления Патриарха Кирилла великомученик является небесным покровителем Федеральной Службы Судебных Приставов РФ.

Феодор Тирон

Существует множество икон, на которых изображено два воина в доспехах. Это Федор Стратилат и его тезка прозванный Тироном. По преданию, оба воина родились в одной и той же римской провинции. был ратником мармаритского полка, квартировавшего в городе Амасии. Он отказался подчиниться своему центуриону Вринку и не принял участие в публичном поклонении идолам. За это его жестоко пытали, а затем сожгли на костре. Однако останки великомученика не были повреждены огнем, и их похоронила в своем доме христианка Евсевия.

Житие обоих святых тесно переплетается друг с другом, а их часто изображают вместе. Это связано с тем, что во период существования Византийской империи эти великомученики олицетворяли христианское начало в военной мощи государства. Обоих Феодоров также связывали с Георгием Победоносцем, вероятно, из похожей истории с победой над змеем.

Храм Феодора Стратилата на Ручью

В честь этого святого были освящены церкви в разных уголках планеты. Среди них особое место занимает храм на Ручью, который находится в Великом Новгороде. Он был заложен в 1360 году на пожертвование новгородского посадника Семена Андреевича и его матери Натальи.

Церковь святого Феодора Стратилата — это классический памятник средневекового новгородского зодчества. Ее здание представляет собой четырехстолпную одноглавую постройку в виде куба, у которой фасад, особенно апсиды и барабаны украшены разнообразными декоративными элементами. С западной стороны к храму примыкают колокольня и пристройка, возведенные в 17 веке. Адрес сооружения: ул. Федоровский ручей, д. 19-а.

Храм интересен и тем, что на его стенах можно прочесть средневековые «граффити» в том числе шуточного содержания, оставленные новгородцами около 700 лет назад. Сегодня церковь функционирует, как музей и ее посещение включено во многие экскурсионные программы.

Церковь Феодора Стратилата есть и в столице. Храм, посвященный этому святому, находится недалеко от Чистых прудов, в Архангельском переулке и он был построен в 1806 году.

Челтер-Коба

В Крыму и по сей день действует монастырь Феодора Стратилата, считающийся одним из древнейших на полуострове. Он был основан иконопочитателями в 8-9 веке, и просуществовал до 1475 года, пока не было захвачено Османской империей. В монастыре проживало 15-20 человек. Всего сохранилось 22 пещеры разного назначения, в том числе используемых в качестве келий. Есть и большой трапезный зал.

Возрождение обители, которая принадлежит РЦП, началось в 2000 году.

Теперь вы знаете подробности жития одного из самых известных великомучеников, почитаемых православной и католическими церквями. Вам также известно, где находится известный храм Феодора Стратилата в Великом Новгороде, поэтому, оказавшись в этом городе, вы сможете полюбоваться этим великолепным произведением средневекового русского зодчества.

στρατηλάτης ) - греческий термин, обозначающий военачальника, позже стал также почетным титулом в Византийской империи. В первом смысле, он часто применяется к святым военачальникам, таким, как Феодор Стратилат и Андрей Стратилат .

В Поздней Римской империи и Ранней Византийской империи, термин стратилат использовался наряду с древнегреческим титулом стратига - так можно перевести на греческий язык должность «magister militum » («магистр пехоты») . Однако в VI веке 90 новелла императора Юстиниана I (ок. 527-565) свидетельствует о существовании среднего почетного звания стратилата, который занимал место рядом с apo eparchōn («бывший префект») . Носивший звание протостратилата («первый стратилат») был первый раз упомянут на печати VII веке . Этот титул, по всей видимости, указывал на старшего среди всего класса стратилатов . Первым известным протостратилатом был некий Феопемп . Титул стратиласия был чисто почетным достоинством, не получаемый с каким-то званием, и заметно понизил свой престиж в VII и VIII веках: сигиллографические данные показывают, что они находились на нижних ступенях императорской бюрократии, как коммеркиарии (таможенные контролеры), кураторы (руководители имперских учреждений) и нотарии (имперские секретари) . К концу IX века, звание стратилата занимало место у основания византийской бюрократии (наряду с apo eparchōn ), о чём свидетельствует в Клиторологий Филофея , составленный в 899 году. Клиторологий также упоминает, что титул мог быть присвоен в награду к завещанию (греч. χάρτης ). Сохранив практику VI века , в X-XI веках, термин вернулся к своему первоначальному военному значению и использовался для высокопоставленных военачальников, в том числе и доместиков схол Востока и Запада . Известна также тагма стратилатов Малой Азии в конце X века, образованная при императоре Иоанне I Цимисхии (969-976) .

Напишите отзыв о статье "Стратилат"

Примечания

Литература

  • Bury John B. . - London, United Kingdom: Oxford University Press, 1911.
  • . - New York, New York and Oxford, United Kingdom: Oxford University Press, 1991. - ISBN 978-0-19-504652-6 .

Отрывок, характеризующий Стратилат

Княжна Марья остановилась на террасе. День разгулялся, было солнечно и жарко. Она не могла ничего понимать, ни о чем думать и ничего чувствовать, кроме своей страстной любви к отцу, любви, которой, ей казалось, она не знала до этой минуты. Она выбежала в сад и, рыдая, побежала вниз к пруду по молодым, засаженным князем Андреем, липовым дорожкам.
– Да… я… я… я. Я желала его смерти. Да, я желала, чтобы скорее кончилось… Я хотела успокоиться… А что ж будет со мной? На что мне спокойствие, когда его не будет, – бормотала вслух княжна Марья, быстрыми шагами ходя по саду и руками давя грудь, из которой судорожно вырывались рыдания. Обойдя по саду круг, который привел ее опять к дому, она увидала идущих к ней навстречу m lle Bourienne (которая оставалась в Богучарове и не хотела оттуда уехать) и незнакомого мужчину. Это был предводитель уезда, сам приехавший к княжне с тем, чтобы представить ей всю необходимость скорого отъезда. Княжна Марья слушала и не понимала его; она ввела его в дом, предложила ему завтракать и села с ним. Потом, извинившись перед предводителем, она подошла к двери старого князя. Доктор с встревоженным лицом вышел к ней и сказал, что нельзя.
– Идите, княжна, идите, идите!
Княжна Марья пошла опять в сад и под горой у пруда, в том месте, где никто не мог видеть, села на траву. Она не знала, как долго она пробыла там. Чьи то бегущие женские шаги по дорожке заставили ее очнуться. Она поднялась и увидала, что Дуняша, ее горничная, очевидно, бежавшая за нею, вдруг, как бы испугавшись вида своей барышни, остановилась.
– Пожалуйте, княжна… князь… – сказала Дуняша сорвавшимся голосом.
– Сейчас, иду, иду, – поспешно заговорила княжна, не давая времени Дуняше договорить ей то, что она имела сказать, и, стараясь не видеть Дуняши, побежала к дому.
– Княжна, воля божья совершается, вы должны быть на все готовы, – сказал предводитель, встречая ее у входной двери.
– Оставьте меня. Это неправда! – злобно крикнула она на него. Доктор хотел остановить ее. Она оттолкнула его и подбежала к двери. «И к чему эти люди с испуганными лицами останавливают меня? Мне никого не нужно! И что они тут делают? – Она отворила дверь, и яркий дневной свет в этой прежде полутемной комнате ужаснул ее. В комнате были женщины и няня. Они все отстранились от кровати, давая ей дорогу. Он лежал все так же на кровати; но строгий вид его спокойного лица остановил княжну Марью на пороге комнаты. », вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Святой великомученик Феодор был родом из Евхаит, местечка поблизости от Амасии. Отвагой и ораторским талантом он заслужил уважение императора Лициния, который около 320 г. назначил его военачальником и градоначальником Ираклии. Вступив в должность, Феодор не скрывал приверженности христианству и пламенными словами обратил в Православие большую часть города. Рассказывают, что он даже подтвердил истинность своей проповеди, убив змия, который наводил страх на местных жителей.

В ответ на вызов императора, узнавшего о неожиданном поведении своего любимца, Феодор сам позвал Лициния в Ираклию вместе c его золотыми и серебряными идолами. Ободренный ночным видением о том, что пришло его время кровью засвидетельствовать любовь ко Христу, он торжественно принял императора. Тот, восхищаясь царившим в городе порядком, предложил градоначальнику показать свое благочестие, принеся жертву богам. Феодор выразил согласие и лишь попросил отдать ему идолов на ночь, чтобы почтить их перед принесением публичных жертв.

Он взял привезенные императором золотые статуи, за ночь раздробил их на куски и раздал золото бедным. Когда настал час церемонии, центурион доложил государю, что видел, как какой-то бедняк нес голову золотой статуи Артемиды. Пораженный император приказал вздернуть святого на дыбу, дать ему семьсот ударов воловьими жилами по спине, пятьдесят по животу и избить свинцовыми шарами по затылку. Потом c него стали сдирать кожу, прижигать раны факелами и скрести их черепками. Во время пыток святой восклицал только: «Слава Тебе, Боже мой!»

Его бросили в темницу, на семь дней оставив без еды, после чего распяли на кресте за городом. Солдаты безжалостно проткнули его через детородный орган до самых внутренностей, а дети, меча стрелы, выкололи глаза. Терпеливый в страданиях и великодушный по отношению к палачам по примеру Божественного Учителя, Феодор был непоколебим в молитве и ободрял своего служителя Уара записывать все детали мученичества.

Когда он висел на кресте ночью, оставленный в одиночестве, Ангел Божий освободил его и вылечил от всех ран, дав силы пройти эту битву до конца. Наутро солдаты пришли, чтобы снять труп. С удивлением найдя Феодора вполне здоровым, они уверовали во Христа. За ними последовала вся когорта и остальные солдаты, посланные, чтобы наказать первых.

Отдавая себе отчет в том, что, глядя на это чудо, взволновавшийся город может восстать, Лициний послал новых солдат, чтобы немедленно казнить Феодора - виновника этих беспорядков. Некоторые христиане решили встать на защиту святого, но мученик, чувствуя, что пришел час воссоединиться со Христом, остановил их и спокойно предстал перед палачами. Осенив себя знамением животворящего креста, он склонил голову и c ударом меча удостоился венца славы.

Следуя наставлению св. Феодора, христиане c триумфальным шествием перенесли останки в его фамильный дом в Евхаитах. Именно здесь на протяжении веков совершались многие чудеса, и город впоследствии был переименован в Феодорополь.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря

Православие. Словарь-справочник

Феодор Стратилат

великомученик , происходил из города Евхаит (в Малой Азии, ныне Турции) и был воеводой (по-гречески – «стратилатом») в городе Гераклее, близ Черного моря. Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он расположил к себе сердца горожан, и многие язычники, видя его добродетельную жизнь, принимали веру Христову. Когда слух об этом дошел до императора Ликиния (308-323), соправителя Константина, он прибыл в Гераклею и принуждал Феодора поклониться идолам. Когда же св. Феодор остался непоколебимым, разгневанный правитель приказал подвергнуть исповедника Христова жестоким мучениям. Св. Феодора растянули на земле, били железными прутьями, строгали его тело острым железом, палили огнем и, наконец, распяли на кресте и выкололи глаза. Ночью Ангел явился мученику, снял его с креста и совершенно исцелил его. Наутро слуги Ликиния, посланные бросить тело св. Феодора в море, увидев его совершенно здоровым, уверовали во Христа. Уверовало также и много других язычников, видевших чудо Божие. Узнав об этом, Ликиний приказал обезглавить св. Феодора, что и совершилось в 319 г. Страдания св. Феодора были описаны их очевидцем, слугой и писцом Уаром.

Святой Феодор Стратилат (+ в 319 году) - великомученик. Св. Феодор родился в конце 3 века по Рождестве Христовом в селении Евхаиты (ныне городок Меситезя, Турция), недалеко (в 55 километрах, на расстоянии одного дня пешего пути) от города Амасии, в римской провинции Понт, Малая Азия. Византийский церковный писатель второй половины 9 века Никита Пафлагонец в своём произведении «Похвала Св. Феодору» называет Феодора Стратилата племянником Св. Феодора Тирона. Если это утверждение верно, то Св. Феодор Стратилат являлся племянником Свв. мучеников Евтропия и Клеоника (как предполагается, сводных братьев Св. Феодора Тирона по матери) и двоюродным (или родным) братом Св. мученика Василиска Команского (память его совершается 3 марта и 22 мая ст. ст). Прозвище Стратилат (греческое στρατηλατον) означает военачальник, воевода (в дословном переводе высокий воин) и указывает на его принадлежность к командному составу римской армии.

Святой Феодор был наделен от Господа многими дарованиями. Его выделяли среди окружающих природная красота, великодушное сердце, глубокое познание христианских истин, мудрость и красноречие - «юн телом, стар же смыслом о боголюбивом деянии своем» как выразился автор Жития Св. Феодора.

Храбрость святого Феодора Стратилата стала широко известной после того, как он подобно своему старшему родственнику Св. Феодору Тирону победил огромного страшного змея, обитавшего в пропасти в окрестностях Евхаит. Этот змей был огромен и страшен. Когда он шёл, под ним тряслась земля. Чудовище пожирало множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, никому ничего не говоря, взяв с собой свое обычное оружие и имея на груди крест, двинулся в путь. Доехав до поляны с сочной травой, находившейся вблизи пропасти, где жил змей, воин Христов пустил своего коня пастись, а сам прилег отдохнуть. В этих местах проживала некая благочестивая жена по имени Евсевия, преклонная летами (некоторые древние жития Св. великомученика Феодора Тирона называют Евсевию матерью Феодора Тирона. Согласно апокрифическому Житию Св. Феодора Тирона он спас свою мать, похищенную в подземное царство драконом). За несколько лет перед этим (а точнее в 306 году) она испросила у палачей тело святого мученика Феодора Тирона, не сгоревшее на костре во время казни, погребла его около своего дома и каждый год праздновала его память в день преставления 17 февраля (2 марта нового стиля). Евсевия, увидев спящего воина Христова Феодора Стратилата, разбудила его и пыталась убедить уйти из этих мест, чтобы не пострадать от змея. мужественный воин Христов Феодор отвечал ей: «Отойди и стань подальше от места сего, и ты увидишь силу Христа моего». Женщина отошла и стала молиться к Спасителю о даровании победы смелому воину. Обратился с молитвой к Господу и святой Феодор: «Господи Иисусе Христе, воссиявший от Отчего Существа, помогавший мне в битвах и дававший победу на сопротивныя, Ты и ныне Тот же есть Господи Христе Боже, пошли мне победу с высоты Твоей святой». Святой Феодор победил чудовище, прославив среди людей имя Христово. Потом, согласно Житию, он обратился со словами поддержки к своему верному коню как к человеку, убеждая его во всемогуществе Божьем:

Мы знаем, что Божия власть и сила существуют во всех, и в людях и в скоте, итак помогай мне, при по-мощи Христа, да одолею я врага.

Когда явился змей, конь Феодора стал топтать его копытами, а затем чудовище нашло свою смерть от оружия святого. Прославляемый жителями Евхаит, благодарными за своё спасение, Св. Феодор вернулся в войска.

За свои подвиги Св. Феодор был назначен правителем города Гераклеи (на севере Малой Азии, основанного по преданию самим Гераклом, ныне это Эргиль, провинция Зонгулдак, Турция). Здесь святой Феодор сочетал ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая вера, подкрепленная личным христианским примером, отвращала многих от пагубных привычек. В результате почти все жители Гераклеи приняли христианство.

В то время восточной частью Римской империи правил император-язычник Лициний (годы царствования 308 - 324). Первоначально он терпимо относился к вере Христовой. Вместе со Св. равноапостольным Константином I Великим Лициний был соавтором Миланского эдикта (313 год), даровавшего христианам свободу вероисповедания. Но впоследствии он воздвиг в подвластных ему землях гонения на последователей Христа, подозревая их в сочувствии к его сопернику - Св. Константину. Эти гонения не уступали по своей жестокости гонениям императора Диоклетиана:

«Прежде всего он выгнал из своего дворца всех христиан и тем несчастный, сам себя лишил их молитв перед Богом, которые, по обычаю и учению своих предков, они возносят за всех. Затем он распорядился уволить со службы в каждом городе и лишить звания всех воинов, которые не принесут жертвы демонам. … Дойдя до предела безумия, устремился он на епископов, видя в них, служителях Бога всяческих, противников своей деятельности. Действовал он из страха перед Константином не в открытую, а тайком и хитро и погубил своими кознями самых знаменитых. Способ убийства был удивительный, доселе неслыханный. То, что было сделано в Амасии и прочих городах Понта, превзошло самую крайнюю жестокость. Там одни церкви были разрушены до основания, а другие заперты, чтобы нельзя было их обычным посетителям собраться и совершить службу Божию… Льстецы из числа его наместников, желая угодить нечестивцу, подвергали епископов таким наказаниям, каких достойны только злодеи, и невинных мужей без всякого расследования брали под стражу и наказывали как убийц. Конец же некоторых из них был дотоле невиданным: тела их разрубали мечём на многие части и после такого варварского зрелища бросали их в морскую пучину на съедение рыбам. После этого снова началось бегство благочестивых людей, и опять слуг Христовых приютили поля, и опять пустыни, леса и горы ». (Евсевий Памфил «Церковная история»).

Зная об огромном авторитете, которым святой Феодор пользовался у жителей своего города, император прислал к нему своих послов, приглашая его к себе. Лициний рассчитывал уговорить Св. Феодора принести жертву идолам и тем самым подать пример своим подчинённым. Но Феодор отпустил императорских послов с почестями и сам пригласил к себе Лициния. Когда тот прибыл в Гераклею, Св. Феодор притворно согласился выполнить императорское повеление и попросил принести золотых императорских идолов к себе домой, обещая, что дома воздаст им почести и умилостивит их, а затем уже поклонится им при всем народе. Ликиний согласился. Однако ночью Св. Феодор разбил болванов на куски, а золото раздал нищим. Центурион Макселл донёс императору, что видел у нищих в руках голову Афродиты и они глумились над «богиней».

Разгневанный Лициний призвал к себе Феодора. Придя к тирану, святой признался в содеянном и открыто исповедал веру Христову. За это Феодора подвергли жесточайшим и изощрённейшим пыткам. Мучители били его воловьими жилами и оловянными прутьями, терзали его тело гвоздями и палили огнем. Все это святой мученик переносил с великим терпением и только повторял: «Слава Тебе, Боже наш!». Нотарий (скорописец) Св. Феодора Авгарь (по другим сведениям его звали Уар) едва находил в себе силы описывать мучения своего господина. После этого святого бросили в темницу, и пять дней продержали там без пищи и воды, а затем истерзанного святого пригвоздили к кресту и выкололи глаза. Изнемогая и духом и телом, страдалец воскликнул: «Господи, Господи, Ты мне предрек, что Ты со мной, зачем же ныне оставил меня? Вот пришло время помощи! Помоги мне, поскольку я переношу все эти страдания ради Тебя и из любви к Тебе терплю такое мучение. Укрепи меня, Господи, или возьми мою душу, ибо более не могу терпеть». Сказав это, мученик умолк. Мучитель Ликиний из этого молчания заключил, что святой умер и, отдав повеление оставить тело на кресте до утра, оставил место казни. В полночь же явился Ангел, снял тело святого с креста, облобызал его и сказал:

Радуйся, Феодор, воин Христов! Дерзай и укрепляйся именем Христа, Истинного Бога, Он с тобой. И зачем ты говорил, что Он оставил тебя? Докончи свой подвиг и придешь к Господу взять уготованный тебе венец .”

Сказав это, Ангел стал невидим, а святой стал хвалить и благодарить Бога. Воины Ликиния, посланные царем за телом мученика, нашли живым и совершенно здоровым, сидящим у креста и славословящим Бога. Увидев это чудо многие воины уверовали во Христа и тут же приняли крещение, многие из них впоследствии пострадали за Иисуса. В городе же началось восстание против Ликиния - жители требовали освободить Св. Феодора. Но великомученик, не желая избежать мученичества, вновь добровольно предал себя в руки мучителей. Восставших он удержал словами: «Перестаньте возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду». Попросив Авгаря описать свои последние минуты жизни, святой отправился на казнь, а перед этим одним своим молитвенным словом отверз двери темницы, освободив заключённых от уз. В это время недужные исцелялись, бесы же из людей изгонялись. Кого только ни прикасался святой рукою своею Феодор, или кто даже только прикасался к одежде его, тот тотчас же получал исцеление.
Св. Феодор был усечён мечём 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.

Вскоре после мученичества Св. Феодора нечестивый Ликиний поплатился за свои злодеяния против слуг Христовых. Он потерпел сокрушительное поражение от войск Константина Великого, попал в плен, был сослан в заключение в Фессалоники, а в 324 году казнён.

Народ оказал великие почести святым останкам мученика. 8 (21 по новому стилю) июня 319 года они были торжественно перенесены на родину святого в Евхаиты. Во время перенесения тела Феодора и уже в самом городе совершались многочисленные чудеса во славу Христа. Мощи Св. Феодора (вероятно в 10 - 11 веках) были перенесены в Константинополь.

Во время своего паломничества в столицу Византийской империи русский паломник Антоний Новгородец видел мощи Св. Феодора во Влахернах: «А у Лахерны во церковных полатах святый Феодор Стратилат лежит, и щит и меч его тут же». Ныне частицы мощей святого находятся в различных церквах на Востоке и на Западе. Часть мощей (вероятно после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году) оказалась в Венеции.


Мощи Св. Феодора Стратилата в церкви Христа Спасителя в Венеции .

Честная глава великомученика находится на Афоне в монастыре Пантократор. Левая рука Св. Феодора находится в греческом монастыре Мега Спилеон на Пелопонессе.
Мощевики с частицами мощей Св. Феодора Стратилата были распространены на Святой Руси. Один из них хранился в ризнице собора Св. Софии в Новгороде, а в Москве частицы мощей пребывали в Образной палате и ризнице Благовещенского собора Московского Кремля.



Правая рука Св. великомученика Феодора Тирона и левая рука Св. великомученика Феодора Стратилата. Монастырь Мега Спилеон. Пелопоннес .

Предположительно в 1586 году в Москву с Афона была привезена часть главы великомученика. Для этой святыни в 1598 году, вероятно по повелению царя Бориса Феодоровича Годунова, был изготовлен ковчег. На крышке серебряного ковчега выполнено изображение святого в типе мученика - в воинских доспехах, с крестом и мечом в руках. В 1587 году в Москву с Афона, из монастыря Зограф была доставлена ещё одна частица мощей Феодора Стратилата.

После своей смерти Св. Феодор Стратилат был прославлен многочисленными чудесами - по молитвам к нему, от икон с его изображением. Святой Анастасий Синаит, патриарх Антиохийский (599 год) и Святой Иоанн Дамаскин (около 780 года) упоминают о чуде, произошедшем в храме Феодора Стратилата недалеко от Дамаска в местечке Карсата в Сирии. Когда эти места были захвачены сарацинами, храм был разорен и в дальнейшем подвергся осквернению. В здании поселились сарацины. Однажды один из них, взяв лук, пустил стрелу в написанное красками на стене изображение святого Феодора. Стрела попала в правое плечо святого, и тотчас по стене потекла струйка живой крови. Нечестивцы удивились этому, но храм не покинули. Всего в церкви проживало около двадцати семейств. По прошествии некоторого времени, все они скончались по неизвестной причине. Мор напал на святотатцев, в то время как их соплеменники, жившие вне храма, не пострадали.
Однако по какой - то причине культ Св. Феодора в первые пять веков после его мученичества не получил широкого распространения в Ромейской (Византийской) империи. Имя Св. великомученика стало часто появляться в трудах византийских агиографов (например упоминавшегося выше Никиты Пафлагонца) начиная с 9 века. Тогда же происходит и становление культа Св. Феодора, вобравшего в себя многие черты культа Св. Феодора Тирона, предполагаемого дяди Св. Феодора Стратилата.

Широкое прославление Св. Феодора начинается со второй половины 10 века, после одного из самых великих чудес, совершённых Господом по молитвам великомученика. Согласно сведениям из «Истории» византийского летописца Иоанна Скилицы и «Истории», принадлежащей перу Льва Диакона Калойского, чудесное заступничество Св. Феодора Стратилата помогло православному императору Иоанну Цимисхию (правил в 969 - 976 годах) в битве с язычниками - руссами под предводительством киевского князя Святослава в битве у города Доростола 21 июля 971 года. Вот как описывает чудо Лев Диакон:

«Итак, Россы…с громким и диким криком бросились на Римлян, кои, устрашённые необыкновенным их стремлением, начали отступать. Государь, увидев отступление войска, боясь, чтоб, от страха к чрезвычайному нападению врагов, оно не подверглось крайней опасности, с копьём в руке, храбро пошёл на них со своим отрядом. Загремели трубы и бубны зазвучали к бою. Римляне, следуя стремлению Императора, обратили коней и быстро пустились на неприятелей. Внезапно восставшая и разлившаяся по воздуху буря с дождём расстроила Россов: ибо поднявшаяся пыль вредила их глазам. Тогда, говорят, явился пред Римлянами некий воин на белом коне и ободрял их идти на врагов: он чудесным образом рассекал и расстраивал их ряды. Никто не видел его в стане ни прежде, ни после сражения. Государь, желая достойно наградить его и изъявить должную благодарность за подвиги, везде искал его, но нигде не мог найти. После того всеобщее распространилось мнение, что он был великий мученик Феодор, которого Государь молил быть себе в сражениях помощником, защищать и хранить себя вместе с воинством. Сказывают также, что сообразно с сим чудом случилось и в Византии, ввечеру накануне битвы следующее: одна девица, посвятившая себя Богу, видела во сне Богородицу, говорящую пламенным воинам, её сопровождавшим: «Призовите ко мне мученика Феодора» - и они тотчас привели храброго вооружённого юношу. Тогда она сказала ему: «Феодор! Твой Иоанн, воюющий со Скифами, в крайних обстоятельствах; поспеши к нему на помощь. Если опоздаешь, то он подвергнется опасности». На сие он отвечал: «Готов повиноваться Матери Господа Бога моего», - и тотчас ушёл. С сим вместе и сон удалился от веждей девы. Таким образом её сновидение исполнилось. Римляне пошли за сим Божественным предводителем и вступили в бой с неприятелями. Как скоро началось сильное сражение, то Скифы, окружённые Магистром Склиром, не могши выдержать стремления конной фаланги, обратились в бегство, и, преследуемые до самой стены, с бесславием упадали мертвы на месте ».

Византийский автор Иоанн Скилица ошибочно сообщает, что день битвы - 21 июля был днём памяти Св. Феодора Стратилата. В действительности в этот день согласно Синаксарю праздновалась память мучеников Феодора и Георгия, которые известны только по именам. Видимо, только после победы над Святославом этих мучеников превратили в святых воинов, которым впоследствии посвящались на этот день особые молебствия. В благодарность за оказанную ему Св. великомучеником помощь благочестивый император Иоанн Цимисхий отстроил храм во имя Св. Феодора Стратилата в Евхании (недалеко от Евхаит), в который перенёс его мощи, а Евханию, как повествует византийский историк Иоанн Скилица, переименовал в Феодорополис (в переводе с греческого - город Феодора). Хотя археологические находки византийских печатей в Болгарии в 20 веке свидетельствуют о том, что именно там находился город, переименованный в честь Св. великомученика в Феодорополь. В некоторых источниках, вероятно в связи с Феодором Тироном местоположением этого храма называют Евхаиты. Надо отметить, что в Византии Св. Феодор почитался именно как защитник от русских нашествий.

С течением времени почитание Св. Феодора Стратилата стало объединяться с почитанием его старшего современника Св. Феодора Тирона. Синаксари 10 - 11 веков предписывали совершать службу в честь великомученика в некоторых храмах Константинополя, посвящённых Феодору Тирону, прежде всего в храме, возведённом патрицием Сфоракием в 452 году. В 1265 году в городе Серры была построена церковь, посвящённая Феодору Стратилату и Феодору Тирону. Второй такой храм был возведён в Константинополе, в монастыре Киприану. Согласно видению императора Феодора II Ласкариса (правил в 1255 - 1259 годах), направлявшегося из города Серы, оба святых Феодора помогли ему отвоевать у болгар город Мелник в 1255 году. Наибольшей популярности почитание двух Феодоров достигло в 14 веке, когда византийский писатель Феодор Педиасмос составил свод чудес святых Феодоров. В поздней греческой и балканской иконографии известны изображения обоих святых сидящих на конях и обнимающих друг друга в знак братской привязанности.

Св. Феодор Стратилат был небесным покровителем знаменитого ромейского аристократического рода Гаврасов, чьим пращуром был Св. мученик Феодор Гаврас, прославленный военачальник, отвоевавший у турок - сельджуков Трапезунд. От Гаврасов происходит русский дворянский род Головиных.

Святой великомученик Феодор Стратилат был широко известен и почитаем на Святой Руси. Его образ олицетворял воинскую доблесть. Почитание Феодора Стратилата на Руси получило большее распространение, чем почитание Феодора Тирона. Его именем были многие русские князья и цари, многие из которых прославлены Церковью в лике святых: святой благоверный великий князь Ярослав Всеволодович (отец Св. Александра Невского), святой благоверный князь смоленский и ярославский Феодор Ростиславич Чёрный, святой благоверный царь московский и всея Руси Феодор Иоаннович, царь Феодор Борисович Годунов, царь Феодор Алексеевич Романов. Имя Св. Феодора было популярно и у простого народа - до 1917 года редко можно было встретить на Руси семью, в которой не было бы мужчины по имени Фёдор.

На Святой Руси часто возводили храмы, посвящённые святому Феодору, из которых самый известный - церковь Св. Феодора на ручью в Великом Новгороде (построена около 1361 года). Св. благоверный царь Иоанн Васильевич Грозный в честь рождения своего сына Феодора построил соборную церковь в Феодоровском монастыре в Переславле - Залесском. Храмы во имя Св. Феодора Стратилата существовали во многих русских городах: Москве (архитектор И. В. Еготов, 1782 - 1806 годы); Александрове (надвратная церковь 18 - 19 веков в Свято - Успенском монастыре) и др.

С именем Св. Феодора Стратилата связана история великой православной святыни - Феодоровской иконы Божьей Матери, семейной реликвии Дома Романовых.