Михаил Вайскопф


Красный чудотворец: Ленин в еврейской и христианской традициях

Несмотря на бесспорную популярность Ленина, его культ долгое время был поразительно безличным – в согласии с партийным идеалом унифицированной массовости и тезисом о пролетариате как слитном коллективном организме, нивелирующем в себе любого индивида (вечное пролеткультовское "Мы"). В первые годы революции воцарилась старая коллективистская мистика Луначарского – примат человеческого Вида над личностью – и теогония горьковской "Исповеди": "Богостроитель этот суть народушко! ‹…› Народушко бессмертный, его же духу верую, его силу исповедую, он есть начало жизни единое и несомненное; он отец всех богов бывших и будущих!" (1).

Изображения Ленина в поэтических и беллетристических текстах подчинялись литературному канону, который, по определению А. Лурье, сводился к показу "революционной народной массы в целом как могучей монолитной силы" (2). Один из глашатаев более поздней, сентиментальной ленинианы, Орест Цехновицер, в 1925 г. констатировал с оттенком благочестивой грусти:

"В большинстве пролетарские поэты и писатели восприняли Ленина, не отделяя его от коллектива-массы. Последнее выявляет марксистское понимание личности, восприятие ее в неразрывной связи с массой, в растворенности в ней ‹…› Личное, человечное, бытовое отметалось в вырисовке Ленина, и оставался лишь образ сурового вождя, – кормчего, рулевого ‹…› Лишь потом, в ярких набросках близких (не писателей) мы смогли наметить подлинный облик Ильичов" (3).

Вспышки интереса к персоне вождя, вызванные в 1918 г. покушением Фанни Каплан и ленинским юбилеем в 1920-м, мало что меняли в общей картине. Исключение составляли разве что немногочисленные еще мемуары. Эпоха все еще одержима марксистской идеей автоэмансипации, родственной многим другим тогдашним движениям, вроде сионизма: "Никто не даст нам избавленья, / Ни бог, ни царь и ни герой. / Добьемся мы освобожденья / Своею собственной рукой". Поэтому культовые потребности режима долго блокируются его же установкой на принципиальное отсутствие героя. Ленин есть самоолицетворение масс, но столь же безличное, всеобщее, как они сами (4). Странная размытость отличает табельные панегирики:

Он нам дорог не как личность. В нем слилась для нас свобода.

В нем слилось для нас стремленье, в нем – веков борьбы гряда.

Он немыслим без рабочих, он немыслим без народа.

Он немыслим без движенья, он немыслим без труда.

Царство гнета и насилья мы поставим на колени.

Мы – строители Вселенной. Мы – любви живой струя…

Он нам важен не как личность, он нам важен не как гений, А как символ: "Я – не Ленин, но вот в Ленине – и я". – А. Безыменский (5).

И общее сердце миллионов людей

В его груди зажглось. -

Г. Шенгели (6).

О, буревестник мировой,

Бушующий миллионами руками.

А. Казин (7).

Такова в точности официальная разнарядка Агитпропа и Главполитпросвета, высказанная, например, К. Радеком:

"Ленин – квинтэссенция рабочей русской революции. Он, можно сказать, олицетворение ее коллективного ума и ее смысла" (8).

"Квинтэссенцию" охотно соотносят с повсеместно пропагандируемой "рабоче-крестьянской смычкой". Крупская по этому поводу говорит об органической связи Ленина как с рабочими, так и с крестьянством, Каменев и другие – о "мужицкой" сути пролетарского вождя (Луначарскому, например, он напоминал "ярославского кулачка, хитрого мужичонку"), – словом, суммарный образ Ильича символизирует союз обоих классов.

Ленин представал не просто олицетворением, но также и осознанным самовыражением рабочего класса, угнетенных масс. "Устами Ленина", как пишет Каменев, вещает "коллек¬тивный разум, коллективная воля и коллективный инстинкт трудящихся масс России" (9); "он был рупором подлинных масс ‹…› был рупором нашей партии; он формулировал то, что росло бессознательно в сердцах и умах угнетенного пролета¬риата" (10).

Согласно Осинскому, "классовые задачи, которые массы уже искали инстинктивно", Ленин умел "выражать в самом ядре, отбросив в сторону всякую шелуху" (11).

Получается, что для "масс" он выполняет миссию производного от них Логоса, т.е.

Бога-Слова (12). Если же принять во внимание богостроительскую догму насчет того, что эти массы суть верховное и бессмертное божество ("начало жизни единое", по слову Горького), рождающее прочих "богов бывших и будущих", то станет совершенно очевидно, что Ленин подвизается в роли того самого сына-Мессии, который у народовольцев призван был спасти Мать – землю или народ. Возникала, правда, некоторая путаница с самим полом этого родителя, представавшего теперь то в мужской, то в женской ипостаси: рабочий класс мог быть отцом, а партия или народная масса – матерью Ильича. Ср. в экстатическом очерке М. Кольцова "Человек из будущего":

"Русь рабочих и крестьян взрастила в муках своего осво¬бождения [ср. родовые муки] из векового рабства лучшего работника всемирного освобождения" (13).

С партаппаратной точки зрения, однако, важнее было представить Ленина порождением самой РКП. В 1923 г., незадолго до неотвратимо приближавшейся кончины вождя, когда обострилась борьба за власть между старобольшевистской элитой и Троцким, Зиновьев в брошюре "В.И. Ленин" писал:

"Всякий, кто хочет с успехом идти по указанному тов. Лениным пути, должен помогать строить нашу великую Коммунистическую Партию, потому что только она могла родить такого человека, как Ленин" (14).

Иначе говоря, "никто не знает Сына, кроме Отца" (Мф. 11: 27) – или, на сей раз, Матери; грамматический род слова "партия" сообщает большевизму приметы даже некоей анд-рогинности. Как бы то ни было, после смерти правителя в траурных песнопениях, наряду с "сиротской" темой (см. ниже), нередко различима богородичная Интонация – к примеру, у С. Третьякова: "Боль такая бывает, когда умирает сын" (15).

Однако культовый репертуар включал в себя и другие модификации. В этом клерикально-материалистическом контексте единосущие вождя и класса неизбежно должно было пониматься по библейской модели: "плоть от плоти" (ср. Быт. 2: 23) или "образ и подобие" (Быт. 5: 1-4). Мотив "единой плоти" очень заметен и в упоминавшемся кольцовском очерке, где он увязан и с богостроительской риторикой насчет единой кровеносной системы масс (ср. кипящая Чаша Грааля у Горького в "Исповеди"), и с пролетарско-технологическими красотами:

"Разве не кровь самого пролетариата – кровь Ильича? Не рабочие мускулы – его мускулы? Не центральная узловая распределительная станция и главный стратегический штаб – мозг Ленина?" К идеалу христианско-пролеткультовской безличности Кольцов удачно приспосабливает здесь пресловутую "простоту и скромность", а равно озадачивавшую многих невзрачность, неказистость, внешнюю тусклость – Набоков сказал бы, пошлость – Ильича. Кольцовская версия богостроительства – итоговый портрет "человека из будущего" – дышит благородной аскезой классового утилитаризма (соединенной с представлением о нераздельности Троицы):

"Ни за что не разберешь, где кончается личный Ленин и начинается его семья – партия, так же как невозможно определить резкие грани там, где кончается партия и начинается пролетариат.

Ленин – это сложнейший тончайший аппарат, служащий пролетариату для его исторической мысли. Потому-то так скромен, защитно одноцветен его облик, потому-то так прирос он к рабочему классу, потому и физически больно пролетариату, когда Ленин болен.

И потому в Ленине, первом из будущих, мы не можем и не должны искать мелких личных признаков, жестов и фраз, – обязаны видеть его черты в чертах нашей… революционной эпохи" (16).

С другой стороны, оставаясь двойником рабочего класса, Ленин все чаще выступает и в облике внеположной ему авторитарной силы, управляющей пролетариатом. В юбилейном ("Правда", 20 апреля 1920 г.) стихотворении И. Филипченко ""Великому брату" тема безличного тождества характерно осложняется некоторой уже обособленностью вождя, возвышающегося над равновеликим ему скопищем тружеников, вызвавших его к жизни:

Миллионам ратей поля и металла

Понятен ты и равен, как двойник.

И в мире – от велика и до мала -

Тебя воззвал родимых масс язык.

И весь прямой и пламенный мудрец,

Пролетариата верный образец,

Пребудешь поколеньям неизменен.

Среди пожара грозного кузнец,

В руке взнесенный молот, твой близнец,

Стоишь, весь озарен, о вождь наш Ленин! (17) Ср. в стихах другого пролетарского поэта (подпись – Рабочий Ан). живописующего инфернально-вулканический напор революции (1922):

Кто он – гений, человек ли?

Создал "ад", похерил "рай":

Хорошо нам в красном пекле -

Брызжет лава через край…

Мы – хозяева… Мы – боги…

Крушим, рушим, создаем…

Гей вы, нытики, с дороги!

Беспощаден бурелом. …

Он помог нам, мы окрепли,

Девяностолетний юбилей, до которого художник не дожил всего лишь год, — дата серьезная. Сделано Курилко-Рюминым было немало, пережито-перевидено - тоже. Но экспозиция всего в двух залах на Пречистенке кажется избыточной. Картины шпалерной развеской, графика, начиная с учебных рисунков 1940-х годов до самых последних, макеты и эскизы театральных декораций, наброски к костюмам, документальные материалы из личного архива…

Чествуя своего ученого секретаря и вице-президента, Академия решила выстроить мини-музей. Герой, бесспорно, его достоин.

«Живая жизнь» Курилко-Рюмина не менее интересна и важна, чем его ставшее хрестоматийным творчество. Потомок старинных дворянских родов с надменной двойной фамилией (Рюмин он - по матери). Сын знаменитого театрального художника и истовой театралки, бравшей ребенка на спектакли чуть ли не каждый вечер. Ему на роду было написано сразу после школы поступать в театральный институт.

Но грянула война, и восемнадцатилетний Курилко-Рюмин добровольцем уходит на фронт. «Привязав веревочкой очки к ушам, чтобы не спадали», - как с героической иронией рассказывал он сам. Потом было тяжелое ранение под Курском, стоившее ему правой руки. Лечение во Фрунзе, где он начинает работать художником в Киргизском национальном театре оперы и балета. Заметьте, без профессионального образования. Только в 45-м Михаил Михайлович поступит во ВГИК на художественный факультет. Там его наставниками будут Федор Богородский и Юрий Пименов, классики того, что ныне огульно называют «соцреализмом». И питерский аристократ приобщится к советской школе живописи.

Надо сказать, что в списке спектаклей, оформленных Курилко-Рюминым, «советских» не так много. Зато есть постановки по Артуру Миллеру и Джерому Д. Сэлинджеру. И его сценические находки - с двойными занавесами, косыми кулисами, исключительно архитектурной проработкой пространства - сделали бы честь любому западному театру. Фантазия Курилко-Рюмина была безграничной, как и спектр интонаций - от трагической в «Гамлете» и «Пиковой даме» до откровенно шутейной в каком-нибудь «Табачном капитане». Всего им было оформлено более 200 спектаклей по всему СССР и странам «соцлагеря». Такое наследие в форме эскизов и макетов не вместит ни один музей. Причем для художника любой эскиз был самоценным произведением, что очень чувствуется на нынешней выставке.

Он вообще был отменным живописцем «коровинской» школы. Легкие, прозрачные пейзажи, сделанные во Франции, Греции, Хорватии или под Боровском и в Тарусе - украшение выставки «Сотворивший чудо».

Ее пафосный заголовок - парафраз названия пьесы «Сотворившая чудо» по Уильяму Гибсону, одной из последних театральных работ художника 1990-го года. Но долгая творческая жизнь Михаила Михайловича Курилко - в самом деле чудо, которое нам еще предстоит оценить.

Избранный от Христа Бога сосуд, послан был еси в землю Русскую и язык наш святим крещением просветил еси святителю отче Михаиле, темже Владыце своему на небеси ныне предстоя, тому молися прилежно, от всяких бед и напастей избавитися стаду твоему, да зовем тебе: Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Архангелов и ангелов Царь, и всея твари Создатель и Промыслитель, милосердие Свое яви к людем страны нашея, во тме идолослужения ходившим, и тя, святителю Михаиле, яко апостола посла, да сия просветиши светом истиннаго богопознания. И се твоими ученьми, яже первее жертвы бесом приношаху, ныне души своя дароносят Христу. Тебе же благодарственная сия возносят песнопения: Радуйся, веры Христовы усердный насадителю. Радуйся, идолослужение искоренивый; радуйся, бесовския жертвы упразднивый. Радуйся, свете, от востока возсиявый; радуйся, тму идолобесия разгнавый. Радуйся, учением Христовым люди просветивый; радуйся, идольския требы крестом разрушивый. Радуйся, ниву Христову добре возделавый; радуйся, благоплодная семена на ней всеявый. Радуйся, медоточная уста Христова; радуйся, свирель благозвучная Духа Святаго. Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Видел еси, святителю Михаиле, плоды трудов твоея проповеди граждане бо славнаго града Киева, истине твоего учения всею душею и сердцем внемлюще, увероваша во Христа истиннаго Бога, мерзских же идолов отвратишася и овых убо сокрушаху, иных же с поруганием в реку вметаху, в нихже беси: “О люте нам”, вопияху. Зря сия, блаженне отче, радовался еси духом твоим, благодарно поя Богу: Аллилуиа.

Разум богодухновенен имея, досточудне отче Михаиле, буия люди божественным твоим учением добре наказав, и гладом душевным тающия, евангельским слова хлебом напитав, Христови сия привел еси: Ему же, святителю, молися, о похваляющих тя сице: Радуйся, Церкве красото; радуйся, архиереев доброто. Радуйся, Православия светило; радуйся, благочестия правило. Радуйся, людей русских великий учителю; радуйся, пророчествия во апостолех Первозваннаго славный совершителю. Радуйся, лика Богоизбраннаго отцев Печерских предстоятелю; радуйся, равноапостолам Кириллу и Мефодию равностоятелю. Радуйся, дванадесять сынов Владимира купелию Крещения отродивый; радуйся, тем всей земли его усердно послуживый. Радуйся, веру Христову распространивый; радуйся, прелесть демонскую низложивый. Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Силою богоугодных молитв твоих, святе, праотцем нашим пособивый в Единаго Истиннаго Бога уверовати, ложныя же боги отринути и сокрушити душевныя кумиры наши: гордость убо смирением, сребролюбие же нестяжанием, блуд целомудрием, гнев кротостию, чревоугодие воздержанием, зависть доброжеланием, уныние же крепким на Бога упованием. Да тако избывше перунов духовных, возможем Богу предстати, Ему же ты, отче, научил еси нас веровати и пети непрестанно: Аллилуиа.

Имущи квас веры во Христа, жена, богомудрая княгиня Ольга, оный в сатех людей русских сокры. Тобою же, по воле Всемогущаго, все тесто державы Владимировы сквасив, возрасте в веру Христову. Сего ради приими от нашего усердия достойныя похвалы тебе: Радуйся, Божие к Руси благоволение; радуйся, молитв святыя Ольги исполнение. Радуйся, славнодержавнаго Владимира великий советодателю; радуйся, новоизбранных людей Христовых мудрый назидателю. Радуйся, имже царие наши и вси людие русскии спасаются; радуйся, имже архиереи наши, священницы же и монаси хвалятся; радуйся, имже нищии от Бога богатеют и прославляются; радуйся, имже претружденные старцы чрез веру Христову в рай упокоеваются. Радуйся, имже младенцы преставшиися “Осанна” в вышних вопиют; радуйся, имже души сынов русских, яко искры, по стеблию к небеси текут. Радуйся, земли нашея прекрасное благословение; радуйся, преславнаго града Киева освящение. Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Бурю идолов сокрушающую ощутивше, беси рыдающе вопияху: “О люте нашему окаянству. Яко прежде почитаемы от всех быхом, ныне же поругание от единаго подъемлем пришельца, иже учит человеки во Христа убо веровати, нас же сокрушати, Единому Богу поюще: Аллилуиа”.

Слышим древле от Божественнаго Писания, яко падоша стены Иерихонския, Иисусом Навином, кивоту обносиму: ныне же вемы, яко идоли падоша тебе, святителю Михаиле во страну Русскую пришедшу. Темже мы, чада твоя, тобою в пресветлую Крещения одежду одеяннии, благодарно восхваляем тя сице зовуще: Радуйся, светильниче на горах Киевских светло возсиявый; радуйся, из тмы к свету люди приведый. Радуйся, терние многобожия весьма истребивый; радуйся, теплотою любве Божественныя души отец наших согревый. Радуйся, усты твоими Христа Сына Божия проповедавый; радуйся, огненным языком твоим идольское нечестие обличивый. Радуйся, в Триединаго Бога веровати отцы наши научивый; радуйся, доброплодная древеса рая Иисусова насадивый. Радуйся, яко от тебе людие русскии водою благодати умышася; радуйся, яко тобою душевная очеса их во святей купели открышася. Радуйся; яко тобою, во славу Божию, церкви многия создашася; радуйся, яко тобою обители иноков соградишася. Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Рyccкия преславный первопрестольниче.

Богосияннаго светильника тя, Михаиле богомудре, Великий Владимир во омраченную идолослужением Русскую землю приведе, да и зде твоим пришествием освятятся людие и истинныя веры познанием вразумятся, православно и богоугодно возносити хвалебную песнь Пресвятей Троице: Аллилуиа.

Слышав Патриарх Царьграда, яко Владимир Крещение святое восприя, и его яко святителей предначальника моляше: да мудраго учителя в Корсунь град пришлет и того митрополита земли Русской поставит, возрадовася зело и со освященным собором совет сотворив, избра тя, святе, сие великое послушание исполнити. Люди же русскии тя сретивше и благоговейный зрак лица твоего видевше, седы же твоея сладость слышавше, глаголаху: Радуйся, благий наш наставниче; радуйся, апостольския власти и чести преемниче. Радуйся, во архиереех славный; радуйся, в вере великий. Радуйся, в повелениих доброразсудительный; радуйся, в поучениих пресладостный. Радуйся, кроткий нравом; радуйся, высокий по Бозе житием. Радуйся, правды усердный рачителю; радуйся, неправды грозный обличителю. Радуйся, яко твоими молитвами от вечныя смерти уповаем избежати; радуйся, яко твоими ученьми жизнь вечную веруем стяжати. Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Проповедник Христовы веры явился еси в Новеграде, Михаиле священне, в онь же пришед, идолы сокрушая, требища разоряя, люди крестил еси, церкви созидал еси и пресвитеры по градом и весям поставлял еси, братолюбию и христианскому житию люди поучая и увещевая, да вси едиными усты и единым сердцем с тобою навыкнут Христу Богу пети: Аллилуиа.

Возсиял еси, святителю Христов, яко звезда пресветлая во Отечествии нашем, и тьму идолобесия светом Божественных твоих учений до конца подавил еси. Сего ради тя, яко ангела Божия, люди русскии почитаху зовуще: Радуйся, веры нашея во Христа начало; радуйся, Церкве Божия в Руси основание. Радуйся, иерархом в проповедании слова Евангельскаго образе: радуйся, иноком, в путь богоугоднаго жития текущим, правило. Радуйся, праведной жизни миряном виновниче; радуйся, всем добродетельно живущим венечниче. Радуйся, чистотою душу твою украсивый; радуйся, путь жития временнаго во смирении духа препроводивый. Радуйся, делы благими светло просиявый; радуйся, премногими чудесы люди удививый. Радуйся, яко слово благо о пастве твоей Пастыреначальнику Христу воздал еси; радуйся, яко от руку Его праведное воздаяние приял ecи. Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Pyccкия преславный первопрестольниче.

Хотя преблагий Бог новыя люди Себе избрати, первее в познание Божественное великаго во царех Владимира приведе, иже умным сиянием благодати во святей купели освещся, прият тя пастыря вышним откровением, на Русь же овцам Своим, в неверии заблуждшим, приведе. Таже учением и Крещением во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа в воде сия омыв во двор Христов привел еси. С ними же ныне престолу Его предстоя, молися да и нас сподобит с тобою на небеси приносити песнь Ему: Аллилуиа.

Новаго тя апостола зрим, архиерее блаженне Михаиле, землю Русскую обтекающа: яко достигнута тебе неко граду Ростову, идеже людей великое множество крестил еси и веровати в Троице Единому Богу научил еси, благочестию и благоразумию тыя наказав и церкви многия воздвиг, пресвитеры же и диаконы им поставил еси, и уставы благочестны тем преподал еси, глаголющим тебе сицевая: Радуйся, благодатию Крещения главу Руси, аки диадимою увенчавый; радуйся, православием, аки перстнем, землю нашу Христу обручивый. Радуйся, сию в благочестие, аки в порфиру царскую облачивый; радуйся, Евангелие Христово, аки гривну златую на выю ея возложивый. Радуйся, Крест Господень в державу непобедимую ей даровавый; радуйся, вся чада ея православная Христу Господу и Пречистей Его Матери усыновивый. Радуйся, женише Церкве пресветлый; радуйся, сыне Небеснаго Отца преславный. Радуйся, отче отцев, велелепая красото; радуйся, пастырю пастырей, всехвальная доброто. Радуйся, и всех родов русских молитвенниче; радуйся, небесных Ангелов собеседниче. Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Странствующим и блуждающим в пустыни идолослужения сыном русским был еси путевождь в землю обетованную преподобне отче Михаиле, аще и не четыредесять лет якоже Моисей, но четыре лета точию люди Киевския страны детоводил еси, не манною тленною, но истинным хлебом с небесе сшедшим сия питая, иже есть Христос Господь. Сему убо поем о тебе песнь: Аллилуиа.

Весь в Бозе быв, архипастырю приснопамятне угождати тому присно паству твою поучал еси, чад твоя духовная и умоляя ничтоже любви Христовой предпочитати, мы же твоих чад духовных внуцы, тебе глаголем сице: Радуйся Христа Господа всею душою и сердцем возлюбивый; радуйся, веровати Ему и любити Его и нас научивый. Радуйся, яко Богy вельми yгодил еси; радуйся, яко закон Божественный нам преподал еси. Радуйся, Небеснаго Владыки рабе благий и верный; радуйся, данный тебе талант не сокрывый, но трудолюбно умноживый. Радуйся, многу куплю им сотворивый, радуйся, похвалу велию от Господа твоего получивый. Радуйся, под иго благое Христово, со смирением выю свою подклонивый; радуйся, тяготу дне и вар, в винограде Его со усердием подъявый. Радуйся, динария вместо Небесное Царствие от Христа восприявый; радуйся, в райских обителех по трудех твоих сладце почивый. Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Вси людие русскии, первее языческим многобожием блуждавшии, ныне же тобою, святителю Божий Михаиле, добре наставленнии к Боговедению приидоша и во святей купели от слепоты разумных очес избавльшеся, Единаго Создателя своего прославляют, Тому воспевающе: Аллилуиа.

Витийство человеческое не довлеет к прославлению трудов и подвигов твоих, духоносне отче, яже ты подьял еси: тако бо по вере ревновал еси, яко и к безбожным aгаряном, к болгаром и сарацыном мужа некоего Марка философа на проповедь послал и люди ко Христу призывал. Ныне же глаголем тебе сице: Радуйся, подобно Илии по Господе Бозе поревновавый; радуйся, о распространении святыя веры Его много порадевый. Радуйся, во славу Христову потрудивыйся; радуйся, достопокланяемое имя Его пред языки пронесый. Радуйся, усердием во учении Христове апостолом уподобивыйся; радуйся, во спасении душ человеческих самому Христу подражавый. Радуйся, любве Божественныя исполненный; радуйся, состраданием к ближнему насыщенный. Радуйся, громе капища языческая разрушаяй; радуйся, тимпане велегласный славу Божества Христова возвещаяй. Радуйся, яко дерзновение велие ныне ко Христу имаши; радуйся, яко престолу Ею в радости неизреченней предстоиши. Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Спасения людем желая и Церкви добраго утверждения, пастырю наш преблагий, потщался сей изрядно вся устроити о русском племени новоизбранных: пастыри и учители по градом поставил еси и тем стадо словесных овец споручив, Пастыреначальнику Христу сцарствовати сам отшел еси на великий плач и рыдание паству твою и князя Владимира подвигнув, к мощем твоим припадающих, Богу же жалостне зовущих: Аллилуиа.

Царя Небеснаго Христа Бога верный раб и служитель был еси, отче наш Михаиле, и аще о Господе сном cмерти почил еси, обаче святое тело твое тлению бысть непричастно, недугом же человеческим врачевательно явися. Темже раце мощей твоих предстояще, молитвенно восхваляем тя: Радуйся, яко нетлением тела твоего на земли светиши; радуйся, яко святостию души твоея на небеси блистаеши. Радуйся, страны русския пресветлое озарение; радуйся, великаго храма сего преизрядное украшение. Радуйся, града твоего Киева великий заступниче; радуйся, обители Печерския усердный молитвенниче. Радуйся, о всех чадех Церкве православныя теплый пред Богом ходатаю; радуйся, всем призывающим тя на помощь скорый предстателю. Радуйся, яко богоугодным житием твоим, аки солнцем пресветлым всех нас просвещаюши; радуйся, яко апостольскими трудами твоими весь мир удивляеши. Радуйся, егоже тело пречестное яко кипарис благовонный, в Церкви Божии благоухает; радуйся, его же душа пресвятая яко кедр в раи Христове в радости процветает. Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Пением хвалебным величаем тя, святителю Божий Михаиле, и ходатая у Престола Небеснаго Владыки имени тебе чаем. Не посрами убо веры нашея, пастырю предобрый, но приими молитвы наша, яко кадило благовонное, и умоли Христа да дарует и нам добродетельне жизнь нашу скончати и с тобою у Христа водворитися, да услышим глас твой к Нему о нас: се аз и дети, яже ми дал еси, Господи, и к Нему с тобою вкупе воспоем: Аллилуиа.

Светозарная луча был еси, богомудре отче Михаиле, во тме многобожия седящим, путеводящая к Солнцу Правды Христу Богу, Ему же молися, во свете заповедей Его вcегда нам пребывати, радостное пение тебе приносящим: Радуйся, светильниче Трисияннаго Света; радуйся, заре Незаходимаго Солнца. Радуйся, огню идольское нечестие попаляяй; paдуйся, пламеню, еретическая учения пожигаяй. Радуйся, святителю, поучаяй всех, яко несть инаго Бога, кроме Небеснаго; радуйся, человеков вразумителю, глаголяй, яко несть спасения вне соборныя апостольския Церкве. Радуйся, на богоугодное житие наставляяй; радуйся, в Небесное Царствие путь показуяй. Радуйся, звездо путеводящая ко Христу; радуйся, путю, имже приидохом к истинному Богу. Радуйся, ключу врата райская сыновом русским отверзый. Радуйся, ходатаю, бсзчисленное множество сих тамо водворивый. Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

Благодать Божия по летех мнозех тело твое святое нетленно в земли соблюде, в церкви Десятинней положено, и яко сокровище многоценное пастве твоей цело и невредимо сие яви, яко ниже одежд твоих священных коснутися тлению: отсюду убо верою уразумехом, яко Христу предстоиши и молишися о почитающих тя и поющих Ему тебе ради: Аллилуиа.

Поюще святое и преславное житие твое, Михаиле равноапостольне, почитаем твою священную память, ревность же твою по Бозе восхваляем, любовь твою ко Христу и к ближнему превозносим. Ты же, о всеблаженнейший отче, не возгнушайся смиренным сим пением: Радуйся, яко Престолу Пресвятыя Троицы предстоиши; радуйся, яко Всемогущаго о всем мире молиши. Радуйся, яко со архангелы и ангелы Трисвятую песнь на Небеси поеши; радуйся, яко со апостолы в райских обителех пребываеши. Радуйся, яко с лики святителей пред Богом о душах наших душа ходатайствуеши; радуйся, яко с полки преподобных спасению нашему споспешествуеши. Радуйся, яко с Пречистою Девою Богородицею, руце свои пречестныя о мире Отечества нашего ко Христу воздеваеши; радуйся, яко о соединении людей непрестанно Его умоляеши. Радуйся, со пророки и мучeники Bышняго Царствия наследниче; радуйся, рая Божия со всеми святыми единовсельниче. Радуйся, небесных величий и красот зрителю; радуйся, безконечных сладостей и блаженств райских обладателю. Радуйся, Михаиле, великий иерарше, Церкве Русския преславный первопрестольниче.

О всехвальный и предивный чудотворче, отче наш Михаиле, русския страны первый святителю и всех православных христиан предстателю, приими сие малое моление наше, в похвалу тебе приносимое, и молитвами твоими испроси нам у Бога в веце сем житие тихое и добродетелей исполненное, да и в жизни будущей сподобимся купно с тобою пети в Троице Единому Бoгy: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Святый великий и преславный архипастырю и отче нaш Михаиле, страны Русския первопрестольниче и просветителю, всех же племен христианских благонадежный пред Богом ходатаю, тебе припадающе молимся: помози нам быти твоея к Богу любве подражателем, ею же в земнем животе твоем преисполнен был еси. Просвети умы и сердца наша светом Божественнаго учения. Научи нас тебе последовати верно и заповеди Господни усердно творити, да явимся чада твоя не именем токмо, но и всем житием, тако познаемся. Молися, равноапостольно иерарше, о Церкви русской, о граде твоем и обители, в ней же нетленно мощи твоя святыя почивают, и о всем Отечестве нашем, призри милостивно на вся верныя твоя чтители, помощи твоея ищущия: буди всем в болезнех целитель, в скорбех и печалех утешитель, в бедах и нуждах помощник, в час же смертный заступник и покровитель, да твоею помощию сподобимся и мы грешнии спасение получити и Царствие Христово наследовати. Ей, святителю Христов, аще восхощеши можеши помощи нам, да на помощь твою уповаюше, прославим Дивнаго во святых Своих Бога Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Самое подробное описание: молитва михаилу николаю чудотворцу - для наших читателей и подписчиков.

По Вере вашей, дано будет Вам…

Самые сильные молитвы на каждый день

Когда возникают тяжелые жизненные ситуации и помощи уже неоткуда ждать, человек обращается ко Всевышнему и Святым в поисках защиты и покровительства сверху.

Кто-то читает молитвы, а кто-то искренне говорит со Всевышним. Очень часто человека может преследовать череда плохих событий и ситуаций, в которых он попросту не может нормально жить. Виной этому может быть колдовство, воздействие извне, зависть, порча и т.д. Именно молитвы и созданы для того, чтобы человек самостоятельно мог защитить себя и родных от негативных воздействий и проблем.

Наиболее распространенная и одна из самых сильных ежедневных молитв – «Отче наш». Однако существуют и другие сильные молитвы, которые обращены к конкретным святым. Благодаря таким молитвам человек может обрести душевные успокоение, достичь делаемого. Но это вовсе не означает, что достаточно просто прочитать конкретную сильную молитву и ожидать, когда на вас свалится небесная благодать. Следует помнить, что молитва в первую очереди помогает нам стать на праведный путь, по которому идти придется самому.

Все молитвы по характеру обращения подразделяются на:

  • Хвалебные, в которых прославляется Бог. Такие молитвы, как правило, завершаются словами «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу »;
  • Благодарственные, в которых мы благодарим Всевышнего;
  • Просительные, в которых молящийся о чем то или за кого то просит;
  • Покаянные.

В православии существует три главные молитвы, которые должен знать каждый верующий. Их можно читать в любой жизненной ситуации – это:

Сильная молитва Николаю Чудотворцу

Когда начинается полоса неудач в личной жизни и на работе, верующие обращаются за помощью к Николаю Чудотворцу. Читая молитву Угоднику молящиеся верят, что святой покровитель Николай Угодник обязательно наставит их на пусть истинный. Молитва, обращенная за помощью к Николаю Угоднику обладает очень сильным действием и является самой популярной среди христиан. Ведь Святой Николай творил чудеса еще при жизни.

Еще сильнее молитва Святому Угоднику о помощи станет, если верующий проникнется до глубины души произносимыми словами и до конца будет верить в силу Святого. Перед тем, как молиться Святому Николаю о помощи, необходимо мысленно обозначить свою просьбу. Только после этого можно начинать молить за себя, родных и тех, кто вам дорого, не забывая при этом креститься.

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Еще к Николаю Угоднику об исполнении желаний:

Святой Николаю Чудотворце, угоднику Господний! При жизни своей ты не отказывал людям в просьбах ихних, так и нынче помогаешь всем страждущим. Благослови меня, раба Господнего (имя), на исполнение скорое желания сокровенного моего. Проси Господа Нашего о ниспослании милости и благодати Его. Пусть не оставит Он просьбу мою желанную. Во имя Господа Нашего, аминь.

Сильная молитва Архангелу Михаилу

Ежедневно мы встречаемся с самыми разными людьми и не каждая такая встреча может быть приятной. Ведь в жизни всегда найдется место обидам, ссорам и обману. Очень часто друзья превращаются в злейших врагов, желая один одному болезней и неприятностей. Бывает и так, что человек с целью навредить другому обращается к колдунье. Чтобы защитить себя и своих близких от всевозможных неприятностей, верующие обращаются за помощью с молитвой Архангелу Михаилу, которая поможет уберечься от зложелателей, сглаза и другой напасти.

Архангел Михаил почитается православной церковью и считается одним из самых сильных защитников тела и духа верующего. Это верховный ангел, который является предводителем воинства Небесного.

Молитва Архангелу Михаилу направлена на получение сильной защиты от:

  • сглаза и других колдовских воздействий;
  • лукавого;
  • трагических событий;
  • искушений;
  • ограблений и преступлений.

К Архангелу Михаилу обращаются со следующими словами:

О Господи Боже Великий, Царю Безначальный, пошли, Господи Архангела Твоего Михаила на помощь рабу твоему (имя) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых! О Господень Архангел Михаиле, излей миро влагостыни на раба своего (имя). О Господень Михаиле Архангеле, демонов сокрушителю! Запрети всем врагам, Борющимся со мною, сотвори их яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра. О Господень великий Михаиле Архангеле, шестикрылатый первый княже и воеводе небесных сил, Херувим и Серафим!

О Господень угодный Михаиле Архангеле!

Буди ми помощь во всем: в обидах, в скорбях, в печалех, в пустынях, на распутиях, на реках и на морях тихое пристанище! Избави, Михаиле Архангеле, от всякия прелести диавольския, егда услышиши мя, грешнаго раба своего (имя), молящегося тебе и призывающего имя твое святое, ускори на помощь мою, и услыши молитву мою, о Великий Архангеле Михаиле! Поведи вся противящиеся мне силою честнаго животворящего креста Господня, молитвами Пресвятые Богородицы и Святых Апостол, и Святаго Николая Чудотворца, Святаго Андрея Юродивого и Святаго Пророка Божия Илии, и Святых великомученик Никиты и Евстафия, Преподобных Отец всех святителей и мученик и всех святых небесных сил. Аминь.

Существует и более короткий вариант молитвы Архангелу Михаилу, которую можно читать дома и в дороге:

О, Великий Михаиле Архангеле, помоги мне грешному рабу твоему (имя), избави мя от труса, потопа, огня, меча и врага льстивого, от бури, от нашествия и от лукавого. Избави мя, раба твоего (имя), великий Архангеле Михаиле, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь

Обратиться к главному ангелу может любой человек, независимо от расы, веры и пола. Архангел Михаил поможет даже убежденному атеисту. Он покровительствует всем и никому не отказывает в своей защите, если к нему обращается человек с чистым сердцем.

Сильные молитвы о работе

Настоящим бедствием для семьи обернется потеря работы. Отсутствие финансовой стабильности вселяют в каждого из нас страх и смятение. Для православного молиться о работе – не грех. Ведь работа является важной составляющей социализации человека. И если просить о работе у святых с верой и от души, то ваша просьба обязательно будет услышана.

Но возникает вопрос: какому святому молиться в помощи поиска работы? У многих профессий существую свои святые покровители. Но если не определен для какой-либо профессии покровитель, можно обращаться с молитвой к Всевышнему и Богородице. Эти молитвы тоже будут услышаны. Если человек знает только одну молитву «Отче наш», но читает ее с верой, то и его просьба о помощи в работе дойдет до небес.

Среди самых сильных молитв о работе можно выделить следующие:

К Николаю Угоднику:

Обращаюсь к тебе, Угодник Николай, и прошу о чудодейственной помощи. Пусть поиски работы новой состоятся, а все трудности внезапно растворятся. Пускай начальник не серчает, а поучает. Пусть зарплата платится, а работа нравится. Прости мне все прегрешения да не покидай, как и прежде, в трудные дни. Да будет так. Аминь

К Матрёне Московской:

Блаженная Старица Матрона, заступница всех живущих на Земле. Попроси у Господа Бога о милости и прости мне деяния негодныя. Слезно молю и обещаю не убивать душу свою греховностью. Помоги работу найти по уму да по силе и не лишай удачи в благом начинании. Заступись за меня пред Господом и не дай погибнуть душе моей грешной. Аминь

К Ксении Петербуржской :

Матушка Ксения, помоги мне принять решение правильное и верное. Не за блага свои пекусь, а о детях малых переживаю. Помоги, научи, подособи с работой, чтоб детушкам вволю пилось и елось. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь

Сильная молитва зов о помощи

Каждому человеку в повседневных делах необходимо Божия помощь. Конечно, один человек может помочь другому, но это всего лишь взаимопонимание и взаимоподдержка. Но возникают ситуации, когда помочь может лишь Всевышний. Именно поэтому православные верующие ежедневно молятся Господу Богу о помощи.

Эти молитвы могут быть написаны Святыми, длинными и короткими. Но какие именно словами произносить, каждый решает сам. Ведь главное – это не знание всех молитв наизусть, а искреннее обращение к Богу.

Молиться Богу о помощи можно в любое время, но лучше всего после пробуждения и перед сном. Ведь такая молитва помогает человеку на протяжении всего дня. Но прежде, чем просить у Бога помощи, необходимо четко сформулировать ее в уме. Просьба должна быть без притворства и лукавства. Лучше всего рассказать Господу, что у вас накопилось на сердце и в какой именно помощи вы нуждаетесь. Но помните, что запрещено читать ту молитву, в которой просите навредить другому человеку. Такие просьбы Бог не исполнит, а с подобными молитвами лишь отдалитесь от Бога.

Самая сильная молитва зов о помощи:

Господи Иисусе Христе! Сыне Божий! Огради нас святыми Твоими ангелами и молитвами Всепречистыя Владычицы нашия Богородицы и присно девы Марии, силою Честного и Животворящего Креста, святого архистратига Божия Михаила и прочих небесных сил бесплотных, святого пророка и Предтечи крестителя Господня Иоанна Богослова, священномученика Киприана и мученицы Иустины, святителя Николая архиепископа Мир Ликийских Чудотворца, святителя Никиты Новгородского, преподобного Сергия и Никона, игуменов Радонежских, преподобного Серафима Саровского чудотворца, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых Твоих, помощи нам, недостойным, рабу Божию (имя). Избави его от всех навет вражеских, от всякого зла, колдовства, чародейства и лукавых человек, да не возмогут они причинить ему никоего зла. Господи, светом Твоего сияния, сохрани его на утро, на день, на вечер, на сон грядущий, и силою благодати Твоея отврати и удали всякие злые нечестия, действуемыя по наущению диавола. Кто думал и делал, верни их зло обратно, в преисподнюю, яко Твое есть Царствие и Сила, и Слава Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь

Сильные молитвы на удачу

Случается, что в определенный момент фортуна отворачивается от человека. Вроде и дела ладились, и в бизнесе, и в семье все хорошо было. И вдруг началась полоса невезения. Но отчаиваться не стоит! Не существует беды, которую отвести от нас не под силу Господу Нашему.

Самой распространенной причиной возникновения неудач является отдаление от Господа. Наш разум и сердце заполоняют насущные дела и потребности, среди которых не остается места для Бога. Достаточно вернуть в свою душу веру в Бога и должной молитвой Господу Нашему можно вернуть себе удачу.

Самыми сильными молитвами на удачу считаются три:

На удачу Всевышнему:

Господи, Спаситель наш, Отец наш милостивый! Да взлетит слово мое к Престолу Твоему, да не затеряется оно в моленьях других, да не осквернится оно помыслами греховными! Каждое дитя Свое Ты благословляешь на житие праведное да радостное. Каждое дитя кающееся Ты прощаешь да милуешь, любовью Своею исцеляя да пороки омывая с чела грешного. Присно молящиеся покой да счастие находят подле стоп Твоих. Даруй мне, Господи, прощение Свое да удачу в делах благочестивых, Тебе угодных. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

На удачу Ангелу-Хранителю:

Ангел Божий, что днесь да присно за спиной моей стоишь! Ты всякое деяние мое видишь, слово каждое слышишь, думу всякую читаешь. К тебе моя грешная душа обращается да помощи просит. Помолись со мною Господу нашему за грехи мои, прошлые да грядущие. Наставь меня на путь истинный, к Отцу нашему ведущий. Подсоби в делах праведных, защити от лиха худого. Привнеси процветание в житие мое во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь

На удачу Николаю Чудотворцу:

Николай Чудотворец, Угодничек Божий, святой заступник наш да благодетель! Возьми меня под крыло свое благодатное да благослови дела мои молитвою своей. Заслони от подступов греховных да помоги душу от пороков очистить, дабы Отца нашего восхвалять и Создателя. Направляй рукою своей удачу мне в помощь. Заступничества твоего смиренно прошу как в пути, так и при доме отчем, как на тверди земной, так и в пучине морской. Славлю тебя, Николай, да чудеса твои! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь

Очень сильная молитва о детях к Богородице.

Каждый родитель всегда переживает за свое чадо, независимо от его возраста. Ведь человек в сознательном возрасте совершает самые разнообразные поступки, включая и очень страшные, которые влекут за собой определенные последствия. Поэтому матери очень часто молятся за своих детей, которые под влиянием своих друзей ведет неправильный образ жизни. И только родительская молитва способна защитить даже взрослого ребенка от совершения ошибок.

В христианстве дети до семи лет считаются безгрешными, а вся ответственность за них лежит на родителях. Именно поэтому родители должны с молитвами обращаться к Всевышнему с просьбами о здоровье и благополучии малыша.

Но какого бы возраста не был ребенок, чтобы молитва родителя обладала наивысшей силой, обращаться нужно к определенной иконе, в частности, Иисуса Христа либо Богоматери. Считается, что Богородица является покровительницей материнства и женщин, поэтому именно перед образом Пресвятой Богородицы чаще всего молятся о своих детях матери.

Особо почитается икона Богородицы «Взыграние младенца», посвященная материнству вообще.

К Царице Небесной с мольбой о помощи детям обращаются со словами:

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещенных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их во страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим

Молитва о деньгах

Что бы деньги водились, зарабатывались

Когда человек испытывает материальные трудности, не может найти хорошую, высокооплачиваемую работу или постоянно “теряет” деньги. Вроде и делает все правильно, и с деньгами обращаться умеет, а их все нет. В такой ситуации можно (и нужно) обратиться с молитвой на деньги к святому Спиридону Тримифунтскому, которому молятся при отсутствии денег.

О преблаженне святителю Спиридоне! Умоли благосердие Человеколюбца Бога, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей. Испроси нам, рабам Божиим (имена), у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное. Избави нас от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и диавольских наветов. Поминай нас у престола Вседержителя и умоли Господа, да подаст многих наших грехов прощение, безбедное и мирное житие, да дарует нам, кончины же живота непостыдныя и мирныя и блаженства вечнаго в будущем веце сподобит нас, да непрестанно возсылаем славу и благодарение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.