Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Вы слышали о таком феномене, как шаманская болезнь? Конечно, с точки зрения медиков это и не болезнь вовсе. Однако те, кто ею страдают, запросто могут поспорить с таким утверждением, ведь им приходится несладко. Подтверждение тому – многочисленные невыдуманные истории о людях, которые «переболели» болезнью шаманов.

Сегодня мы расскажем, что это за состояния, как оно проявляется и что делать людям, которых схватил подобный недуг. Это и многое другое – в статье ниже.

Появление болезни

Шаманскую болезнь человечество познало еще давно – с тех пор, как люди поняли, что мы не одни в нашем мире, и нас окружают духи. Обычный человек был не в силах противостоять силам природы, которыми управляли духи. Поэтому отдельные личности стали развивать свои органы чувств, умения, чувствительность, учились управлять энергией – так появились первые шаманы.

Знания шаманов, а главное – их способности – передавались другим поколениям. Далеко не каждый человек может видеть духов предков, которые, как считается, сами выбирают нового шамана. А когда избранный, сам того не зная, идет против своей природы и не хочет становится шаманом, к нему приходит удивительная болезнь – шаманская.

Это необъяснимый наукой феномен, который имеет сакральный смысл. Духи дают понять своему избраннику, что существует параллельный мир, и он должен соединиться с этим миром, принять от духов способности, силы и врачебные знания.

Они ждут, пока избранный примет их предложение стать шаманом. И пока тот не соглашается, духи готовы мучить его, накликая разного рода неудачи и неприятности.

У близких нам народов – бурят , тувинцев, монголов – духи усопших предков зовутся онгонами, или утха.

Чаще всего человек не хочет принять уготовленную онгонами профессию, ведь тогда он больше не будет в полной мере принадлежать себе, а только лишь может служить проводником между миром людей и миром духов.

Не реже бывают случаи, когда избранный даже не подозревает о своей уникальности и не понимает, что с ним происходит, и откуда взялась такая странная болезнь. Тем временем онгоны не унимаются и не отступают, пока человек не поддастся им.

Такое состояние – это даже не болезнь в привычном понимании. Да, человек страдает, ему плохо, а иногда по ощущениям он и вовсе умирает. Но при этом такой болезнью нельзя заразиться или подхватить ее, как простуду, заболеть из-за инфицирования, травмы, у нее нет медицинских причин и периодов ремиссии.

Она больше похожа на процесс трансформации тонкого тела. В этот момент умирает обычный человек и зарождается шаман.


С этой точки зрения такая болезнь – просто рождение человека с измененным сознанием, поведением, способностями. Это первая ступень в инициации и посвящении шамана. И наоборот, не будучи выбранным духами, нельзя стать настоящим шаманом, в подобном деле одного только желания недостаточно.

Другими словами – это процесс, в ходе которого происходит проявление желания духов, начало процесса трансформации избранного в шамана.

Симптоматика

Шаманские культуры существуют повсеместно: среди индейцев, тибетцев, бурятов, тувинцев и народов крайнего севера. У всех национальностей может по-разному проявляться шаманская болезнь, а иногда ее может и не быть ее. Так, например, во многих направлениях представители шаманизма выявляли новоиспеченных шаманов среди совсем молодых людей, обучали их, давали в руки бубен и знакомили с миром духов.

Сейчас мы говорим о будущих шаманах Бурятии, Тувы, Монголии, которые, наверное, больше всех страдают от признаков шаманской болезни. Во время нее происходит перестройка энергетического тела человека, а это неизбежно сказывается на физическом состоянии.


Медицинские обследования не дают никаких результатов – по их заключению, все физические показатели в норме, а значит невозможно поставить ни один диагноз. Но самочувствие избранных, по их же признаниям, оставляет желать лучшего – болит все тело, ломит кости, а психическое состояние граничит с маниакальной депрессией и даже шизофренией.

При этом болезненное состояние может проявляться и у мужчин, и у женщин, как в 15, так в 50 лет. Нередко появление болезни в будущем можно предугадать – скелет избранного содержит лишнюю кость или на теле появляются отметины – так называемые тэнгэрин тэмдэг.

К более явным симптомам уже наступившей болезни можно отнести:

  • странные сны, яркие, красочные, в которых приходят духи, общаются с человеком, поднимается тема похорон и смерти или фрагменты из обряда посвящения;
  • апатия, высокая сонливость, желание быть в одиночестве, доходящая до того, что человек проводит сутки напролёт в кровати;
  • жар, озноб, ломота в костях, боль в суставах;
  • видение онгонов и общение с ними наяву, образы, похожие на галлюцинации;
  • приступы агрессии, способные привести близких в ужас, сопровождаемые потерей памяти в такие моменты;
  • приступы необъяснимой паники;
  • судороги, головокружение, нехватка воздуха, обмороки, иногда граничащие с комой и клинической смертью;
  • сильные головные боли, приступы эпилепсии;
  • покалывание во всем теле.

В особых случаях у избранного появляется непреодолимое желание камлать, даже если до тех пор он никогда не видел, как происходит ритуал камлания.

Камлание – это ритуал, в ходе которого шаман поет, стучит в бубен, входит в состояние транса и общается с духами.

Излечение

Никакими лекарствами, микстурами, антибиотиками и внутривенными инъекциями не получится избавиться от симптомов болезни – непременно появятся новые. И нет каких-то чудодейственных эликсиров, способных спасти от поразительного недуга.


Единственный способ излечиться для избранника духов – это принять свою природу и стать шаманом. Сложно сказать, сколько продлится недуг – многое зависит от энергетического поля больного, силы его сопротивления и желания стать шаманом. Чтобы трансформация и рождение нового шамана прошли быстрее, ему следует настроиться на свой путь, изучать способы общения с другими мирами и перенимать опыт предыдущих поколений.

Конечно, у многих, особенно у людей науки, возникают сомнения в подобном феномене, а некоторые просто считают это сумасшедствием. Верить или нет – личное дело каждого. Но на протяжении многих столетий разные народы испытывают на себе его воздействие.

Заключение

Мы затронули сложную и интересную тему, и, конечно, в рамках одной статьи не получится осветить ее целиком. Поэтому на сегодня закончим, а позже обязательно вернемся к этому удивительному феномену.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если статья заинтересовала вас, поделитесь ссылкой на нее в социальных сетях.

И подписывайтесь на новости нашего сайта — будем искать истину вместе.

Шаманизм очень часто напоминает волшебную сказку – духи, камлание, бубен, путешествие между мирами. Но мало кто знает, что избранничество и путь шамана связаны с так называемой «шаманской болезнью», которая является обязательным этапом прохождения обучения, по сути, именно она и определяет, станет ли человек шаманом или нет. Так что же это такое – «шаманская болезнь»?

Определение «шаманской болезни»

«Шаманская болезнь» - это ряд специфических состояний человека, сопутствующих формированию шамана. Это не болезнь в привычном смысле слова, так как она не является следствием какой-либо инфекции, заражения, физической травмы или психического расстройства. В каком-то смысле можно сказать, что она - одновременно испытание и «переформатирование» всей структуры человека, готового стать шаманом. Именно поэтому «шаманскую болезнь» можно рассматривать как первый этап шаманского посвящения, ведь часто так и происходит – она постепенно переходит в инициацию.

В целом же, «шаманская болезнь» - это своего рода период «рождения» шамана, такой же мучительный, но необходимый, как обычные роды человека, ибо во время «шаманской болезни» полностью меняется поведение человека, его отношение к жизни, меняется тело и так далее.

Признаки и симптомы «шаманской болезни»

Наиболее характерными симптомами шаманской болезни являются повышенная сонливость, часто сопровождаемая кошмарами, склонность к одиночеству и долгим прогулкам по нелюдимым местам, видения, различного рода галлюцинации, частые головные боли, которые в некоторых случаях доходят до эпилептических припадков, а также конвульсии странного происхождения и чрезмерная задумчивость.

Какими бы не были симптомы «шаманской болезни», устранить их каким-либо медикаментозным или «волшебным» способом нельзя, напротив, это только ухудшит ситуацию, поскольку ее природа связана с более могущественными силами, чем человеческие.

Почему возникает «шаманская болезнь» и когда она проходит?

«Шаманская болезнь» возникает, когда человека выбрали духи для того, чтобы он стал шаманом. Причем в некоторых случаях она появляется только как следствие того, что избранник не желает быть шаманом, и тогда духи будут мучить его столько, сколько потребуется. А в некоторых случаях она – просто этап формирования шамана. Но в любом случае, какой бы причиной не была вызвана «шаманская болезнь», избраннику духов ничего не остается, как принять свою судьбу и заняться шаманством, после чего «шаманская болезнь» и все негативное, что было с ней связано, исчезает без следа, словно ничего и не было.


Если с вами произошел необычный случай, вы увидели странное существо или непонятное явление, вам приснился необычный сон, вы увидели в небе НЛО или стали жертвой похищения пришельцев, вы можете прислать нам свою историю и она будет опубликована на нашем сайте ===> .

В глухой бурятской деревне, недалеко от Гусиного озера, в старом доме несколько дней лежал без чувств молодой человек. Два старика рвали на части его тело, драли железными крючками, очищали кости, пускали кровь, выдирали глаза из глазниц...




Нет, это не кадры из фильма ужасов и не заседание клуба маньяков, глумящихся над жертвой. Речь идет об обряде посвящения в шаманы, который по сей день практикуется в Бурятии, Якутии, Хакасии, Туве, на Алтае. Обряд занимает от трех до семи дней. Кандидат в шаманы сначала «умирает», а затем «воскресает» в новом образе. Самый жуткий момент - церемония «расчленения».

Конечно, никто не издевается над беззащитным человеком, вся процедура носит символический характер. Но тот, кого готовят к этой нелегкой «должности», действительно все время лежит в уединении в специальном месте, куда посторонним вход воспрещен. Ему не позавидуешь: голова бедняги раскалывается от боли, ему мерещатся какие-то видения, слышатся голоса, во время сна одолевают кошмары. Но от этого никуда не деться - невозможно стать шаманом без того, чтобы не переболеть так называемой шаманской болезнью.



Шаманы всегда считались посредниками между духами и людьми. Эти колдуны своим умелым заступничеством избавляли людей от недугов, дурной наследственности, проблем в личной жизни. Но шаман шаману рознь. Некоторые могли действовать и во вред человеку: «заражали» недугами, насылали проклятия, а иногда умерщвляли, «съедали» человека. В зависимости от того, какие дела творят шаманы - добрые или злые, они делятся на «поедающих» и «дающих». В старину это разграничение обязанностей соблюдалось особенно строго.

Так или иначе, шаман никогда не получает свой дар просто так, за красивые глаза. Дар нужно заслужить. Многие становятся шаманами, наследуя свой дар от деда, бабки, тетки, реже от отца или матери. Такие шаманы называются родовыми. Если шаманский род прерывается, это большая трагедия. Тогда шаманы ищут среди окружающих того, кому можно передать свой дар. Лучший кандидат - ребенок, родившийся в рубашке.



Из таких детей, считают шаманы, получаются самые даровитые и перспективные ученики. Если ребенок был полностью в рубашке - из него получится великий колдун. Если рубашка закрывала его тело наполовину - из такого выйдет средний шаман. Из рубашки вырезали небольшой овал, натягивали его на каркас и получали бубен. Этот бубен подвешивали над люлькой ребенка. Когда малыш подрастал, бубен зарывали в землю.

Виктор П. не принадлежал к шаманьему роду-племени. Его отец-бурят всю жизнь ходил на лодке по Байкалу - ловил рыбу, коптил ее, сушил, солил и сбывал торговцам-перекупщикам. А вот мать принадлежала к редкой, исчезающей национальности-к тофаларам. В России их не больше 700 человек. Предки матери вели кочевой образ жизни в глухих таежных урочищах Саян, разводили оленей. Мать в детстве от родственников слышала, что кто-то из ее дальней родни шаманил. У тофаларов существовал культ черепов - им они поклонялись, их вышивали на своих одеждах и на повязках, которыми повязывали голову. Уже взрослым Виктор понял, что черепа в качестве украшения на одежде служили его предкам-шаманам защитой от злых духов. Сама мать Виктора к колдовству не имела никакого отношения, разве что колдовала всю жизнь над плитой - у него было два брата и одна сестра.

Виктор был старшим ребенком в семье. Отец предполагал, что ему он передаст все свои знания и умения, и уже с раннего детства брал парнишку с собой «в рейсы». Но однажды в их деревне объявился шаман...

В бурятских деревнях уклад жизни со временем изменился - цивилизация и сюда привнесла свои коррективы, но многое осталось как прежде. В селах люди живут бок о бок и знают друг о друге почти все. И когда в их деревне появился чужой человек, весть об этом быстро разнеслась по всем домам. Говорили, что чужак - непростой человек, а шаман, пришедший сюда с Саянских гор. Он обошел немало мест в поисках того, кому бы мог передать свой дар. Но никто не годился для такой важной миссии. И вот его выбор пал на Виктора - мало того что мальчик родился в рубашке, так еще и по материнской линии он считался тофаларом.



А шаман был как раз этого редкого роду-племени. Когда старик услышал об этом, его прямо затрясло. Он захотел увидеть мальчика и поговорить с его родителями.

Вите тогда едва исполнилось 15 лет. Когда шаман появился в их доме, отец закрылся с ним в одной из комнат и о чем-то долго разговаривал. Много лет спустя Виктор узнал, что отец был категорически против того, чтоб его старший сын занимался колдовством. Но авторитет старого шамана на Байкале был такой большой, что отказать ему мог только безумец. Отцу пришлось повиноваться воле старика. С тех пор жизнь Виктора полностью изменилась.

Рубашки, в которой Виктор родился, у него давно не было. Но это не остановило шамана. Старик позвал мальчика за собой, и тот навсегда ушел из дома. Отныне Виктора стали звать адацла сама - «сделанный из кусков», «надставленный». Любой опытный шаман знает - так называют тех, кто получил свой дар не по наследству. Из таких обычно получаются не самые сильные шаманы, но наставник постарался передать своему ученику все, что знал. И со временем Виктор стал очень сильным шаманом и получил новое имя - Шагай.

Виктор присутствовал при обрядах своего учителя, видел, как он поднимает на ноги больных, вселяет в людей надежду, находит без вести пропавших, читает по звездам судьбу, гадает по линиям руки.

Дар шаманства никогда не достается легко. Каждый, кто вступил на этот тернистый путь, заболевает особой, шаманской болезнью. Иногда она длится несколько недель, а иногда и несколько лет. Старик шаман убеждал Виктора потерпеть: чем дольше тот будет мучиться, тем сильнее станет.

Виктор «болел» долго - четыре года. Большую часть времени он провел в одиночестве, как оно и требовалось по старой шаманской традиции. В это время Виктор учился управлять своими эмоциями и телом. Со стороны такой человек кажется странным - он ведет себя как сумасшедший. Мотивы его поступков непонятны, речь несвязна, действия несогласованны. Чтобы усилить приступы болезни, будущий шаман искусственно вводит себя в состояние экстаза, используя самовнушение, напрягая волю, а зачастую применяя галлюциногены. Это могут быть галлюциногенные грибы или особые травы.

В таком состоянии будущий шаман может не спать по нескольку суток, не есть, не пить, с ним случаются припадки. Откуда у него берутся силы, непонятно. Тем не менее некоторые «кандидаты» показывают чудеса выносливости: поют, танцуют, охотятся в тайге, рыбачат. С Виктором происходило нечто подобное, но что именно - он не помнит. Ему рассказывали, что однажды он упал замертво на кровать, и тогда к нему пришли опытные шаманы. Сначала они подвергали его «пыткам» и «истязаниям» - чтобы его душа покинула тело и улетела в потусторонний мир. Этот момент - самый важный во время рождения нового шамана. Он означает, что шаман «заключил с духами договор» - установил связь, и теперь может камлать - ворожить. Говорят, в такой момент шаман видит - словно со стороны - собственную мать-душу. Такое случается только дважды в жизни. Первый раз - во время его духовного рождения и второй - во время смерти.

После обряда инициации, когда шаман приступает к своим прямым обязанностям, все симптомы странной болезни уходят навсегда. Это означает, что шаман исполнил свое призвание и отныне живет в согласии с волей могущественных духов и предков-шаманов.

Ступени № 18 2011

Ответ от Аня![гуру]
Это целый комплекс патологических состояний, которые испытывают будущие шаманы в молодости (часто в пубертатный период) и являющиеся в глазах шаманов свидетельством избранности человека духами для шаманского служения. Очень часто человек пытается сопротивляться этим состояниям, не желая становиться шаманом, однако патологические симптомы нарастают, становясь мучительными и непереносимыми. И только обратившись за помощью к шаману и пройдя через шаманскую инициацию (посвящение) , человек целиком и полностью избавляется от болезненных ощущений. "Шаманская болезнь" обычно проявляется в приступах сонливости, головной боли, ночных кошмарах, слуховых, зрительных галлюцинациях и иных формах патологических состояний. Больной начинает слышать голоса духов, зовущих его, видит странные и пугающие видения. После шаманской инициации и начала шаманской деятельности все эти симптомы навсегда проходят, что объясняется шаманистами как результат следования человека своему призванию и согласие с волей могущественных духов и предков-шаманов.

Ответ от Олег Степанов [гуру]
Вы имеете в виду наркоманию или эпилепсию?


Ответ от Оля [гуру]
Шаманская болезньнемаловажная и характерная черта для шаманства - так называемая шаманская болезнь, припадки, сны и галлюцинации, которые сразу же решают вопрос будущей карьеры шамана.


Ответ от ВЕДУН. [гуру]
Сам переживал, это Энергетический Удар! От которого температура тела повышается до 41,5!Сердце работает на Разрыв!!!


Ответ от Елена Ким-Татаринова [гуру]
Вначале духи сообщают человеку о том, что он избранном. Затем перед человеком стоит сложный выбор, соглашаться или нет. Как правило, соглашаются, потому что в случае сопротивления духам, человек начинает настолько сильно болеть, и его так страшно ломает, что все может закончиться летальным исходом. Но это еще не самое страшное. После согласия наступает длительный период обучения новоявленного шамана. Человеку мерещатся жуткие видения, в которых он все реально чувствует и ощущает. Его душа уносится в нижний мир и воспитывается духами в дупле дерева. Его кормят сырым мясом, кровью и насекомыми, пьет он кровь. Тело шама проходит через иссечение. Духи разделяют его тело на части. Шаман чувствует, как ему отрезают голову, как при этом хрустят хрящи и пр. Затем тело заново соединяют. При этом часто у шамана должна быть какая-нибудь патология, к примеру, в виде лишней косточки. Бывали случаи, что люди не выдерживали этих мучений и умирали. Затем симптомы проходят, но вся дальнейшая жизнь шамана очень нелегка и сопряжена с опасностями.


Ответ от *SPACE* [гуру]
Шаманом мог стать далеко не каждый. Считается, что шаманской технике нельзя научиться, ее можно получить только в качестве дара. По рассказам шаманов они получили этот дар либо от предков шаманов, либо непосредственно от духов. Шаманский дар это не только награда избранному, это скорее тяжкое бремя, так как от него нельзя отказаться, иначе духи замучают. Обычно перед тем как стать шаманом человек тяжко болеет, у него бывают галлюцинации, кошмарные сны, боли во всем теле. Так духи принуждают его принять шаманский дар. В таком случае обращаются к опытному шаману, и он рассказывает, что надо делать. Под его руководством совершается первое камлание или посвящение. Шаманы рассказывают, что во время посвящения духи уносят их в небеса, расчленяют тело, варят его в котле, обдирают мясо от костей, и только потом собирают человека вновь, вдыхают в него новую душу и учат как нужно шаманить. После этого камлания жизнь человека круто меняется. Он становится шаманом. Это значит, что он уже не может свернуть с избранного пути, не подвергая себя смертельной опасности. Все последующую жизнь он связан с духами, они направляют и учат его. В любое время года, независимо от желания, он должен камлать по первому зову людей или духов, чтобы служить тем и другим одновременно, осуществляя непрерывную связь между миром людей и миром духов.....Не все люди рисковали вступать в контакт с сильными духами, а лишь некоторые – обладающие тайными силами и знаниями. В Сибири таких людей называли шаманами. Шаман на одном из древних сибирских языков означает "одержимый, неистовый". Это неслучайно. Шаманы били в бубен, собирая вокруг себя духов, и в танце общались с ними. Делали они это столь яростно, что доводили себя до полуобморочного состояния. Шаманы не были обманщиками, они верили в свой особенный дар. Да и действительно они многое умели. Они были искусными лекарями, знали полезные свойства растений, готовили лечебные отвары. Некоторые шаманы владели гипнозом и внушали людям веру в собственные силы, исцеляя несчастных. Шаманы в Сибири были первыми музыкантами. Шаманский танец был целым спектаклем. Они очень необычно одевались. В своем наряде шаман становился похож на какого-нибудь зверя или птицу – своего мифического предка. В танце он имитировал голоса животных и их повадки. На плащ нашивались различные амулеты. У каждого шамана были свои магические предметы, которые помогали связываться с духами. Люди верили, что сильный шаман может не только говорить с духами, но при необходимости и сражаться с ними. Поэтому в обрядах многие шаманы использовали боевые луки, копья, сабли, плети. Шаманы играли в древнем обществе исключительно важную роль. Ни одно большое дело не начиналось без их одобрения. Они предсказывали погоду, указывали лучшее место для охоты, помогали при родах, устраивали похороны, были во главе праздников и жертвоприношений духам. Шаманство - одна из древнейших религиозных систем. В Сибири оно было распространено повсеместно и существовало вплоть до 20 века, а у некоторых народов практикуется и сейчас. У американских индейцев тоже распространено шаманство. Не исключено, что когда сибиряки переселялись на Американский континент шаманство у них уже существовало.

«Прежде чем стать шаманом, человек долго болеет, и ему кажется, что души умерших шаманов, его «утха» (предки), приходят и учат.Когда приходят эти умершие шаманы, тогда делаешься бессознательным, будто и разговариваешь с ними, как с живыми. Никто из посторонних их не видит. Иногда один приходит, иногда несколько, много, почти все умершие шаманы приходят».

(свидетельство Михаила Степанова из кн. Г.В. Ксенофонтова «Легенды и рассказы у якутов, бурят и тунгусов»).

«Сто пятьдесят лет тому назад в 4-м Харанутовском роде Кудинского ведомства жил бурят по имени Алдыр-Ареев. Он в течение пятнадцати лет хворал, с ума сходил, сдурел. В зимнее время нагишом пять верст бежал. Потом уже нашел его утха — Баруунай (из Хондогор-Шошолок). (Утха говорит ему) — «Ты чего дуришь? Нас не знаешь, ты будь шаманом, зависи от нас — утха! Согласен?» — Согласился».

(свидетельство Булагата Бухашеева из кн. Г.В. Ксенофонтова).

Как видим, в болезни значительную роль играет утха, «духи умерших шаманов». В бурятской традиции утха связано также еще и со смыслами корня, кровного права стать избранником. Если в роду у человека имеются сильные шаманы, то это это значит, что у него есть утха, поэтому духи могут предложить ему нелегкую участь избранного духами. В предложенном отрывке Утха предстает как персонифицированный феномен, который обращается к посвящаемому. В большинстве случаев Утха спрашивает о согласии-несогласии избранника с новой ролью, а также с тем, что должен делать испытуемый, чтобы благополучно пройти путь Посвящения.

Современные представления о протекании шаманской болезни в основном связаны с кошмарными сновидениями. Их глубина и реалистичность поражает. В конце 90-х гг. ХХ в. был описан следующий случай. К женщине-бурятке стало являться два духа монгольских шаманок. Видения были ужасными: женщину преследовали руки, ладони. Сон мешался с явью. Однажды, после очередного кошмара женщина проснулась, открыла глаза... И к своему ужасу увидела над собой те самые ладони, которые встречались ей лишь во сне. Только после крика ужаса и зажженного родными в комнате света видение исчезло. Трагедия женщины заключалась еще и в том, что она не знала бурятского языка. А Утха беседовал с ней именно на бурятском. Избранница просто не понимала, что хотят от нее духи предков.

Словом, шаманская болезнь представляет собой сакральный феномен, который, естественно, имеет свою мифологию. Представления о том, что мир населяют духи, от которых значительно зависит жизнь рода, восходят к тем временам, когда человек был беззащитен перед силами природы. Человек особенно пристально всматривался и вслушивался в окружающий мир, развивал те качества и органы чувств, которые давали ему сведения, позволявшие выжить. Очевидно, тогда и возникло убеждение: духи обитают рядом с человеком, однако не все люди могут видеть их. Эта способность свойственна избранным, которая появляется в процессе инициации, шаманской болезни.

«Пока человек еще не стал шаманом, его душу (амiн) берет утха (те шаманские духи, от которых шаман происходит) в «Саайтани суулгандэ» (суулга — собрание сходка) на небо и там учат. Когда учение кончат, мясо его варят, чтобы он поспел. В старину всех шаманов варили, чтобы они шаманскую грамоту знали <...>

(В это время) шаман мертвый семь суток лежал. Когда он полумертвый лежит, собираются родственники, песни поют: «Наш шаман живой будет, будет нас выручать!» Бабы не приходят, только одни мужики».

Для сибирских народов место, в котором происходит обучение, достаточно произвольно. Это может быть небо, а может быть и нижний мир. Иногда говорят о том, что от этого зависит «цвет» шамана: белый или черный. Но черный шаман — это не тот шаман, который призван вредить людям, просто он общается и прибегает к помощи духов нижнего мира. Вот фрагмент видений Спиридона Герасимова, якутского шамана:

«Когда я лежал в этом положении, стали тянуть влево за переносье железным крючком. Я приподнял голову, глаза мои по-прежнему получили способность видеть. Оказалось, что я лежу в устье Кровавой реки с течением вперед и назад... Из этой реки почерпнули воды и досыта напоили меня, затем, просверлив уши, положили в глиняную посуду... и сказали: «Ты стал знаменитым шаманом, имеющим кровавое подножье». Подбросили кусок запекшийся крови величиной с подушку и, поставив меня в нем, сказали: «Ты будь знаменитым из злых шаманов с кровавым подножьем». Эти слова я повторял, сам не зная для чего. На шею (мне) накинули петлю из веревки и повели куда-то очень далеко». (В.Н. Басилов. Избранники духов. — М.: Политиздат, 1984).

Как видим, перед нами описание шаманской болезни «злого» или «черного» шамана. Обращает на себя внимание образ Кровавой реки, которая дала избраннику имя знаменитого шамана, имеющего кровавое подножье. Русло реки ветвится, создает образ дерева. В этом смысле вода как символ Хаоса становится главным проводником шамана в Нижнем мире. Таким образом, речь идет, безусловно, о Мировом Древе, соединяющим Верхний, Средний и Нижний миры. Устье — начало реки, точка, из которого растет дерево. Поэтому Спиридон стоит у подножья дерева, которое он намерен использовать для путешествий в иные миры. В якутской традиции души еще не рожденных шаманов вскармливались в гнездах или «люльках» мирового дерева. Подобные представления были присущи, очевидно, и бурятам. В частности, в материалах Жамцарано в описании посвящения шамана упоминается о трёх птичьих гнёздах на «мать-дереве» и об одном на вершине «Отца-дерева».

Не менее важным является символика страдания. Прежде чем стать избранником духов соискателя духи варили в котле, умерщвляли... Возможно, именно степень мучений, выпавших на долю посвящаемого, определяло его будущую силу:

«Теперь мясо мы твое обрежем, сварим, чтобы ты поспел. Ты мертвый будешь лежать, (а мы твое мясо) прикладем обратно и оживешь, образуешься шаманом. Не одного тебя мясо будет вариться, (поэтому нужно тебе) свое мясо узнавать. Если прикладем чужое, то дурность выйдет!»

(свидетельство Булагата Бухашеева)

По другим источникам, у будущих шаманов духи пересчитывали кости. Если их было необходимое количество, то «соискатель» мог стать шаманом, если - не хватало, человек умирал. Считалось, хорошим признаком, если у шамана больше костей, чем у обычного человека. Это являлось признаком его силы. Поэтому буряты очень почитали шестипалых шаманов, у которых существовало биологическое отклонение. Известный ольхонский шаман Валентин Хагдаев имеет на одной руке шесть пальцев.

Так или иначе, смысл шаманской болезни - смерть обычного человека и рождение шамана. В обычных условиях такое рождение - результат призыва человека духами предков. Правда, существуют свидетельства, когда шаманами становились по другому:

«В Булагатском хошуне десять лет тому назад умер больщой черный шаман (хара буо) по имени Мылыксэн Балтаевский. Когда он шаманом делался, отдал своему утха семьдесят человек (из) своих родственников. У него своего утха не было, потому не должен был быть шаманом... Он силой залез, чужое утха взял... Через это его и наказали... семьдесят человек уложил и сделался шаманом».

(свидетельство Булагата Бухашеева)

«Бурят Мылыксэн дал своему утха из своих родственников семьдесят человек, чтобы стать шаманом. Раньше у него утха не было, а из семидесяти человек образовалось новая утха. Шаман, имеющий утха, не должен давать».

(свидетельство Буина Булагатова и Багдуя Башилханова)

Остается загадкой, как этот шаман переживал шаманскую болезнь, если не имел утха, каким образом ему удалось вступить в контакт с духами, у которых он выторговал право быть избранником. И что значит 70 человек, жизнями которых он был вынужден расплатиться? Стало ли это роком, преследовавшим его всю жизнь, или он символически принес в жертву своих родичей и лишил их защиты, или что-то еще.